Новости отрасли
Закон о торговле не работает
Закон о торговле, вступивший в силу в феврале 2010 г., запретил любые бонусы на социально значимые продукты питания и разрешил единственный вид вознаграждения — 10%-ный ретро-бонус для остального продовольствия. Но ритейлеры обходят этот запрет, говорится в докладе ФАС: теперь поставщикам приходится платить за дополнительные маркетинговые услуги. Большинство поставщиков в этих услугах не нуждаются, но они вынуждены заключать договоры, так как ритейлеры увязывают договоры на возмездное оказание услуг с договорами поставки.
Сети по-прежнему диктуют свои условия — законом это изменить не удалось, говорит председатель совета директоров московского кондитерско-булочного комбината «Черемушки» Сергей Щедрин. По его словам, сохранилась и практика выплаты бонусов, причем в неменьших объемах, чем до принятия закона. Закон о торговле не упростил взаимоотношений с торговыми сетями: затраты на присутствие на полках только растут, сетует крупный поставщик продуктов питания. Поборы самые разнообразные — от размещения рекламы в буклетах до дня рождения магазина, но все это скрывается за маркетинговыми контрактами.
Закон о торговле работает и честно выполняется, утверждает директор по корпоративным коммуникациям Х5 Retail Group Михаил Сусов. Но маркетинговые договоры у X5 всегда были и будут, тут же оговаривается он: магазин — это отличная рекламная площадка, для некоторых видов товаров, как, например, для алкоголя, — теперь единственная. Это популистский закон, его принимали в надежде, что поставщики станут богаче, а потребитель получит товар по меньшей цене, но этого не случилось, констатирует топ-менеджер одной из торговых сетей.
Участники рынка обходят закон, а ФАС практически ничего не может сделать, следует из доклада: срок давности такой, что не то что в суд подать, а и отследить нарушение не успеваешь. «В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП срок давности привлечения к административной ответственности по статьям 14.41-14.42 КоАП — в течение двух месяцев со дня совершения административного правонарушения», т. е. с момента подписания договора. В 2012 г. ФАС выявила 163 нарушения статьи 9 закона о торговле (регулирует условия поставки, в том числе бонусы), но дела об административных правонарушениях возбуждены только по 34 нарушениям. А по 129 — не возбуждались в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности. Таким образом, 79% нарушений остались безнаказанными.
В тех случаях, когда ФАС успевает обнаружить нарушение, ей трудно доказать, что имеет место навязывание невыгодных условий договора: поставщики продовольственных товаров, права которых ущемляются при заключении договоров поставки, под страхом исключения из торговой сети указывают на то, что все условия договоров согласованы и полностью их устраивают.
Если ФАС сетует на то, что поставщики в судах идут на попятную и не хотят свидетельствовать против сетей, то надо подумать о процессуальной части, считает Щедрин, например о возможности тайно свидетельствовать, в противном случае все так и будет продолжаться.
Пока что служба собирает предложения по совершенствованию правового регулирования защиты конкуренции — сегодня будет обсуждение с «Опорой России», Торгово-промышленной палатой и «Деловой Россией», говорит начальник аналитического управления ФАС Алексей Сушкевич. Представитель Минпромторга от комментариев отказался.
«Принятие закона о торговле уже активизировало общение союзов поставщиков и ритейлеров: был создан межотраслевой экспертный совет (МЭС), на платформе которого мы разбираем конфликтные ситуации, обсуждаем правила работы», — говорит председатель правления Руспродсоюза Максим Протасов. По его словам, в декабре 2012 г. крупнейшие ассоциации производителей и розничных сетей подписали разработанный МЭС Кодекс справедливых практик, устанавливающий принципы и порядок взаимодействия сторон договора поставки. Сейчас условие о соблюдении кодекса вносится в типовые договоры поставки, утверждает Протасов. Кроме того, создается комиссия по соблюдению кодекса — аналог третейского суда, — которая будет рассматривать споры между поставщиками и сетями и давать рекомендации в отношении распространенных конфликтных ситуаций.
Маржинальность ритейла всегда состояла из двух частей — фронт-маржи и бэк-маржи, рассуждает исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский. По его словам, после принятия закона о торговле бэк-маржа уменьшается с каждым годом. «Мы больше торгуемся за скидку, чем за бонусы, и очевидно, что нормы закона, направленные на снижение объемов ретро-бонусов, работают», — утверждает он. «На мой взгляд, ФАС такого рода заявлениями готовит почву для внесения поправок в закон о торговле, согласно которым те практики, которые сейчас запрещено навязывать, будут просто запрещены без всяких «если», — считает Белоновский.
ЗАКОН НЕ РАБОТАЕТ
На то, что закон о торговле не работает, эксперты и чиновники обращали внимание уже неоднократно.
Для 80% ритейлеров и 75% поставщиков условия взаимодействия после принятия закона о торговле не изменились, указывало летом 2012 г. Минэкономразвития, ссылаясь на опрос, проведенный Высшей школой экономики. Более того, каждый четвертый поставщик сообщил об ужесточении условий работы. Бонусы, превышающие разрешенный размер, перешли в скидки и маркетинговые платежи, появились новые штрафные санкции для поставщиков за снижение качества, опоздание к разгрузке и т. д. При этом многие сети, где бонусы составляли 5–7%, после вступления в силу закона довели их размер до разрешенных 10%.
Похожие выводы сделали аналитики Ernst & Young в «Обзоре пищевой промышленности за 2010 г.». Тогда 10% респондентов – крупных российских производителей продуктов питания указывали, что не заметили никаких изменений в работе с розничными сетями, а еще 76% отмечали, что прежние отношения просто оформляются иначе.
Сети по-прежнему диктуют свои условия — законом это изменить не удалось, говорит председатель совета директоров московского кондитерско-булочного комбината «Черемушки» Сергей Щедрин. По его словам, сохранилась и практика выплаты бонусов, причем в неменьших объемах, чем до принятия закона. Закон о торговле не упростил взаимоотношений с торговыми сетями: затраты на присутствие на полках только растут, сетует крупный поставщик продуктов питания. Поборы самые разнообразные — от размещения рекламы в буклетах до дня рождения магазина, но все это скрывается за маркетинговыми контрактами.
Закон о торговле работает и честно выполняется, утверждает директор по корпоративным коммуникациям Х5 Retail Group Михаил Сусов. Но маркетинговые договоры у X5 всегда были и будут, тут же оговаривается он: магазин — это отличная рекламная площадка, для некоторых видов товаров, как, например, для алкоголя, — теперь единственная. Это популистский закон, его принимали в надежде, что поставщики станут богаче, а потребитель получит товар по меньшей цене, но этого не случилось, констатирует топ-менеджер одной из торговых сетей.
Участники рынка обходят закон, а ФАС практически ничего не может сделать, следует из доклада: срок давности такой, что не то что в суд подать, а и отследить нарушение не успеваешь. «В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП срок давности привлечения к административной ответственности по статьям 14.41-14.42 КоАП — в течение двух месяцев со дня совершения административного правонарушения», т. е. с момента подписания договора. В 2012 г. ФАС выявила 163 нарушения статьи 9 закона о торговле (регулирует условия поставки, в том числе бонусы), но дела об административных правонарушениях возбуждены только по 34 нарушениям. А по 129 — не возбуждались в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности. Таким образом, 79% нарушений остались безнаказанными.
В тех случаях, когда ФАС успевает обнаружить нарушение, ей трудно доказать, что имеет место навязывание невыгодных условий договора: поставщики продовольственных товаров, права которых ущемляются при заключении договоров поставки, под страхом исключения из торговой сети указывают на то, что все условия договоров согласованы и полностью их устраивают.
Если ФАС сетует на то, что поставщики в судах идут на попятную и не хотят свидетельствовать против сетей, то надо подумать о процессуальной части, считает Щедрин, например о возможности тайно свидетельствовать, в противном случае все так и будет продолжаться.
Пока что служба собирает предложения по совершенствованию правового регулирования защиты конкуренции — сегодня будет обсуждение с «Опорой России», Торгово-промышленной палатой и «Деловой Россией», говорит начальник аналитического управления ФАС Алексей Сушкевич. Представитель Минпромторга от комментариев отказался.
«Принятие закона о торговле уже активизировало общение союзов поставщиков и ритейлеров: был создан межотраслевой экспертный совет (МЭС), на платформе которого мы разбираем конфликтные ситуации, обсуждаем правила работы», — говорит председатель правления Руспродсоюза Максим Протасов. По его словам, в декабре 2012 г. крупнейшие ассоциации производителей и розничных сетей подписали разработанный МЭС Кодекс справедливых практик, устанавливающий принципы и порядок взаимодействия сторон договора поставки. Сейчас условие о соблюдении кодекса вносится в типовые договоры поставки, утверждает Протасов. Кроме того, создается комиссия по соблюдению кодекса — аналог третейского суда, — которая будет рассматривать споры между поставщиками и сетями и давать рекомендации в отношении распространенных конфликтных ситуаций.
Маржинальность ритейла всегда состояла из двух частей — фронт-маржи и бэк-маржи, рассуждает исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский. По его словам, после принятия закона о торговле бэк-маржа уменьшается с каждым годом. «Мы больше торгуемся за скидку, чем за бонусы, и очевидно, что нормы закона, направленные на снижение объемов ретро-бонусов, работают», — утверждает он. «На мой взгляд, ФАС такого рода заявлениями готовит почву для внесения поправок в закон о торговле, согласно которым те практики, которые сейчас запрещено навязывать, будут просто запрещены без всяких «если», — считает Белоновский.
ЗАКОН НЕ РАБОТАЕТ
На то, что закон о торговле не работает, эксперты и чиновники обращали внимание уже неоднократно.
Для 80% ритейлеров и 75% поставщиков условия взаимодействия после принятия закона о торговле не изменились, указывало летом 2012 г. Минэкономразвития, ссылаясь на опрос, проведенный Высшей школой экономики. Более того, каждый четвертый поставщик сообщил об ужесточении условий работы. Бонусы, превышающие разрешенный размер, перешли в скидки и маркетинговые платежи, появились новые штрафные санкции для поставщиков за снижение качества, опоздание к разгрузке и т. д. При этом многие сети, где бонусы составляли 5–7%, после вступления в силу закона довели их размер до разрешенных 10%.
Похожие выводы сделали аналитики Ernst & Young в «Обзоре пищевой промышленности за 2010 г.». Тогда 10% респондентов – крупных российских производителей продуктов питания указывали, что не заметили никаких изменений в работе с розничными сетями, а еще 76% отмечали, что прежние отношения просто оформляются иначе.