Новости отрасли
Украина: Животноводов могут лишить льготного фиксированного сельхозналога
Министерство доходов и сборов ради наполнения бюджета собирается отменить фиксированный сельхозналог для животноводческих предприятий. Как стало известно Forbes, налоговики готовят законопроект, который, если станет законом, переведет производителей мяса, птицы и молока на общую систему налогообложения. Фиксированный сельхозналог заменяет налог на прибыль и ряд менее тяжеловесных налогов. «Таким образом компании имеют возможность не платить налог на прибыль, а направлять ее целиком на развитие, – объясняет председатель совета директоров ассоциации «Союз птицеводов Украины» Александр Бакуменко. – В том числе – на выплату по кредитам».
О том, что такой законопроект готовится, Forbes сообщили два источника – в Миндоходов и сборов и в комитете Верховной рады по вопросам налоговой и таможенной политики. «Этот документ уже разослан на согласование министерствам и ведомствам», – подтверждает Бакуменко.
Логика разработчиков: у представителей животноводства нет больших земельных наделов, и они не занимаются растениеводством, для поддержки которого и был введен фиксированный сельхозналог. «Их основные активы – фермы, предприятия по переработке, комбикормовые заводы, – перечисляет представитель профильного парламентского комитета, пожелавший остаться неназванным. – То есть им достаточно иметь гектар, и они уже попадают под сельхозналог. В результате налогов они платят крайне мало, а продукция у них дорогая и ликвидная – птицы, свиньи».
Такой довод выглядит странным: например, крупнейший отечественный производитель птицы – холдинг «Мироновский хлебопродукт» (МХП) миллиардера Юрия Косюка входит в пятерку крупнейших латифундистов в стране с земельным банком в 280 000 га. «Что значит «нет земли»? – возмущен Алексей Марченко, директор по общим вопросам «Комплекса Агромарс» (ТМ «Гаврилівські курчата»), земельный банк которого – около 35 000 га. – У нас есть поля, на которых мы выращиваем сельхозкультуры для переработки в корма, и за счет этого снижаем себестоимость».
Источник в Миндоходов приводит еще один аргумент в защиту готовящегося законопроекта: до 60% бюджетной поддержки аграрной отрасли в последние два года направлялись на животноводческие предприятия. Дескать, животноводам и так вольно дышалось.
На что жалуются производители
«Мы слышали об этой идее – не трогать предприятия, занятые в растениеводстве, а лишить права на фиксированный налог представителей животноводческой индустрии», – констатирует гендиректор Украинского клуба аграрного бизнеса Владимир Лапа. По его словам, предыдущая законодательная новация, которая предполагала уплату НДС на уровне 9% и налог с оборота 1-2%, не прижилась, поскольку сильно усложняла администрирование. «Теперь есть попытки откусить от этого пирога по частям», – объясняет Лапа.
Представители организаций, отстаивающих интересы агробизнеса, отмечают, что Миндоходов, выполняя задачу по наполнению бюджета, выбрало в качестве «жертвы» далеко не самую платежеспособную индустрию. «Рентабельность производства молока, к примеру, в прошлом году в среднем по отрасли – 2,5%, – напоминает Лапа. – Давайте заставим предприятия платить дополнительный налог: такую логику понять сложно». По его словам, переход на общую систему налогообложения приведет к тому, что, например, поголовье крупного рогатого скота за два года может уменьшиться на 30%.
Сами участники рынка, естественно, тоже не в восторге от идеи налоговиков. «В себестоимости мяса 70-75% занимают корма. Кукуруза за последние три сезона подорожала в шесть раз, а мясо за тот же период – в 1,3 раза, – приводит пример Марченко. – А кто-то поинтересовался, как птицеводы вообще пережили это лето? Цены на сою, которые весной составляли 4000 гривен, доходили до 6000 гривен/тонна».
По словам менеджера «Агромарса», основной удар, если закон будет принят, примут на себя небольшие птицеводческие предприятия. «Такие крупные игроки рынка, как мы, МХП имеют большой запас прочности, чего нет у небольших компаний», – подчеркивает Марченко. В МХП не прокомментировали планы Миндоходов, ссылаясь на то, что они находятся на стадии проекта.
Отмена фиксированного сельхозналога может обернуться увеличением импорта мяса и птицы. «Тем же переработчикам придется либо искать резервы для уменьшения затрат, либо сворачивать бизнес, – считает гендиректор Центра повышения эффективности в животноводстве Николай Бабенко. – Цены повышать некуда – проще будет закупать импортную продукцию». По мнению Марченко, в случае снижения объемов производства отечественными птицеводами можно ожидать роста импорта – в первую очередь из Польши.
Вынужденная необходимость
Депутаты из комитета ВРУ по налоговой и таможенной политике, хотя и не одобряют безоговорочно увеличение налоговой нагрузки для аграриев, говорят, что Миндоходов тоже понять можно. «Понятно, зачем они это делают. У них задание – наполнить бюджет», – отмечает Екатерина Ващук, глава подкомитета по вопросам налогообложения в агропромышленном комплексе комитета ВРУ по налоговой и таможенной политике. Но, по ее мнению, увеличение налоговой нагрузки снизит инвестпривлекательность сектора и приведет к снижению объемов производства. «Мы не заработаем в бюджет столько, сколько можем потерять», – уверена она.
«Нужно проанализировать рентабельность [животноводов], конечно, насколько они там прибыльные и насколько их можно переводить на общую систему. Таких анализов и расчетов я не видел», – заявил еще один представитель комитета, пожелавший остаться неназванным.
Министр доходов и сборов Александр Клименко неоднократно говорил, что необходимость реформирования налоговой политики государства в сфере аграрного сектора давно назрела и есть потребность отсечь неэффективные льготы. Однако, по словам министра, проводиться такая реформа будет с максимальным привлечением представителей бизнеса и анализом возможных последствий.
О том, что такой законопроект готовится, Forbes сообщили два источника – в Миндоходов и сборов и в комитете Верховной рады по вопросам налоговой и таможенной политики. «Этот документ уже разослан на согласование министерствам и ведомствам», – подтверждает Бакуменко.
Логика разработчиков: у представителей животноводства нет больших земельных наделов, и они не занимаются растениеводством, для поддержки которого и был введен фиксированный сельхозналог. «Их основные активы – фермы, предприятия по переработке, комбикормовые заводы, – перечисляет представитель профильного парламентского комитета, пожелавший остаться неназванным. – То есть им достаточно иметь гектар, и они уже попадают под сельхозналог. В результате налогов они платят крайне мало, а продукция у них дорогая и ликвидная – птицы, свиньи».
Такой довод выглядит странным: например, крупнейший отечественный производитель птицы – холдинг «Мироновский хлебопродукт» (МХП) миллиардера Юрия Косюка входит в пятерку крупнейших латифундистов в стране с земельным банком в 280 000 га. «Что значит «нет земли»? – возмущен Алексей Марченко, директор по общим вопросам «Комплекса Агромарс» (ТМ «Гаврилівські курчата»), земельный банк которого – около 35 000 га. – У нас есть поля, на которых мы выращиваем сельхозкультуры для переработки в корма, и за счет этого снижаем себестоимость».
Источник в Миндоходов приводит еще один аргумент в защиту готовящегося законопроекта: до 60% бюджетной поддержки аграрной отрасли в последние два года направлялись на животноводческие предприятия. Дескать, животноводам и так вольно дышалось.
На что жалуются производители
«Мы слышали об этой идее – не трогать предприятия, занятые в растениеводстве, а лишить права на фиксированный налог представителей животноводческой индустрии», – констатирует гендиректор Украинского клуба аграрного бизнеса Владимир Лапа. По его словам, предыдущая законодательная новация, которая предполагала уплату НДС на уровне 9% и налог с оборота 1-2%, не прижилась, поскольку сильно усложняла администрирование. «Теперь есть попытки откусить от этого пирога по частям», – объясняет Лапа.
Представители организаций, отстаивающих интересы агробизнеса, отмечают, что Миндоходов, выполняя задачу по наполнению бюджета, выбрало в качестве «жертвы» далеко не самую платежеспособную индустрию. «Рентабельность производства молока, к примеру, в прошлом году в среднем по отрасли – 2,5%, – напоминает Лапа. – Давайте заставим предприятия платить дополнительный налог: такую логику понять сложно». По его словам, переход на общую систему налогообложения приведет к тому, что, например, поголовье крупного рогатого скота за два года может уменьшиться на 30%.
Сами участники рынка, естественно, тоже не в восторге от идеи налоговиков. «В себестоимости мяса 70-75% занимают корма. Кукуруза за последние три сезона подорожала в шесть раз, а мясо за тот же период – в 1,3 раза, – приводит пример Марченко. – А кто-то поинтересовался, как птицеводы вообще пережили это лето? Цены на сою, которые весной составляли 4000 гривен, доходили до 6000 гривен/тонна».
По словам менеджера «Агромарса», основной удар, если закон будет принят, примут на себя небольшие птицеводческие предприятия. «Такие крупные игроки рынка, как мы, МХП имеют большой запас прочности, чего нет у небольших компаний», – подчеркивает Марченко. В МХП не прокомментировали планы Миндоходов, ссылаясь на то, что они находятся на стадии проекта.
Отмена фиксированного сельхозналога может обернуться увеличением импорта мяса и птицы. «Тем же переработчикам придется либо искать резервы для уменьшения затрат, либо сворачивать бизнес, – считает гендиректор Центра повышения эффективности в животноводстве Николай Бабенко. – Цены повышать некуда – проще будет закупать импортную продукцию». По мнению Марченко, в случае снижения объемов производства отечественными птицеводами можно ожидать роста импорта – в первую очередь из Польши.
Вынужденная необходимость
Депутаты из комитета ВРУ по налоговой и таможенной политике, хотя и не одобряют безоговорочно увеличение налоговой нагрузки для аграриев, говорят, что Миндоходов тоже понять можно. «Понятно, зачем они это делают. У них задание – наполнить бюджет», – отмечает Екатерина Ващук, глава подкомитета по вопросам налогообложения в агропромышленном комплексе комитета ВРУ по налоговой и таможенной политике. Но, по ее мнению, увеличение налоговой нагрузки снизит инвестпривлекательность сектора и приведет к снижению объемов производства. «Мы не заработаем в бюджет столько, сколько можем потерять», – уверена она.
«Нужно проанализировать рентабельность [животноводов], конечно, насколько они там прибыльные и насколько их можно переводить на общую систему. Таких анализов и расчетов я не видел», – заявил еще один представитель комитета, пожелавший остаться неназванным.
Министр доходов и сборов Александр Клименко неоднократно говорил, что необходимость реформирования налоговой политики государства в сфере аграрного сектора давно назрела и есть потребность отсечь неэффективные льготы. Однако, по словам министра, проводиться такая реформа будет с максимальным привлечением представителей бизнеса и анализом возможных последствий.