Новости отрасли
Российский экспорт мяса. Тенденции и новые рынки
Отечественные производители продолжают наращивать экспорт мяса и субпродуктов. По расчетам «ИМИТ», в январе–марте объем зарубежных поставок вырос на 4% относительно первого квартала 2023-го.
В первом квартале 2024 года Россия поставила на зарубежные рынки 149 тыс. тонн мяса и субпродуктов, что на 4% больше, чем за тот же период прошлого года, по предварительным оценкам аналитиков ИАА «ИМИТ». Наибольшую долю в структуре российского экспорта занимает мясо птицы (58%), на втором месте — свинина (36%), на третьем — говядина (6%), доля баранины незначительна (0,01%).
Экспорт свинины увеличился на 9%
Высокие темпы роста демонстрирует экспорт свинины и субпродуктов: за первые три месяца поставки в страны дальнего зарубежья и ЕАЭС возросли на 9%, всего было отгружено около 53 тыс. тонн. Структура внешних продаж свиноводческой продукции в январе–марте 2024 года представлена на рис. 1.
Рис. 1. Структура экспорта свиноводческой продукции в январе–марте 2024 г.
По приросту отгрузок в лидерах свиные субпродукты — экспорт увеличился на 48%, и охлажденная свинина — прибавка составила 21%. Замороженной свинины поставили на 6% меньше, снизился и экспорт шпика, примерно на 9%.
Чуть более половины (53%) продукции было отправлено в страны дальнего зарубежья, значительный объем (47%) поступает нашим партнерам в страны ЕАЭС. Ключевыми направлениями экспорта в первом квартале 2024 года (рис. 2) были Республика Беларусь (более 40%) и Вьетнам (33%), российскую свинину активно закупает также Сербия (6,6%) и Гонконг (5,5%). Заметно выросли поставки в Сербию (+86%), Монголию (+28%), Гонконг (+79%), Китай (+69%), прирост продаж в Республику Беларусь составил 14%. При этом снизились отгрузки во Вьетнам (–6%), Азербайджан (–8%), Казахстан (–99%).
Рис. 2. Экспорт свинины в страновом разрезе в январе–марте 2024 г.
В стоимостном выражении экспорт свиноводческой продукции в рассматриваемый период составил 107 млн USD, из них в страны ЕАЭС поставили на сумму порядка 50 млн USD (47% от общего объема).
Важным направлением для отечественного экспорта свинины остаются страны СНГ, отмечают эксперты ФГБУ «Агроэкспорт». Данные рынки являются стабильными с точки зрения устойчивого спроса на российскую продукцию, и для многих из них наша страна остается основным поставщиком. Однако ключевые потребители свинины в мире — азиатские страны, и азиатские рынки являются наиболее перспективными с позиции дальнейшего развития российского экспорта, а успешный выход на них во многом зависит от ценовой конкурентоспособности отечественной продукции и соответствия требованиям со стороны импортеров.
Если говорить о расширении географии экспорта в азиатском регионе, то ключевым, безусловно, является рынок Китая, который теперь открыт для российских производителей. В конце февраля компетентный китайский орган аттестовал три компании на отгрузки свинины в КНР. В марте была отправлена первая партия свиных субпродуктов объемом 27 тонн, еще три партии объемом 167,9 тонны были отгружены в начале апреля.
Открытие рынка Китая существенно повлияет на показатели отгрузок в зарубежные страны, убежден гендиректор Национального союза свиноводов Юрий Ковалев. По его словам, в 2026 году продажи могут увеличиться до 400 тонн. Тем более что Россельхознадзор продолжает работу по расширению перечня российских компаний, имеющих право экспортных поставок в КНР.
В сегменте птицы лучшие показатели у индейки
Суммарный экспорт птицеводческой продукции в первом квартале 2024 года показал более скромные результаты. В страны дальнего зарубежья и страны ЕАЭС, по оценкам «ИМИТ», было отправлено около 87 тыс. тонн — всего на 1% больше, чем в тот же период прошлого года. И хотя в сегменте индейки отмечался значительный прирост (+21%), ее доля в общем объеме экспорта птицы невелика (около 8%). Основной объем экспортных поставок (92%) приходится на куриное мясо и субпродукты, в годовом исчислении показатели снизились (–1%).
В январе–марте российские птицеводы экспортировали в страны дальнего зарубежья 54,7 тыс. тонн курятины (рис. 3), годовая прибавка составила 1%.
Рис. 3. Экспорт курятины в страны дальнего зарубежья по виду продукции
Однако экспорт в государства ЕАЭС упал почти на 5% — до 24,7 тыс. тонн. В стоимостном выражении экспорт оценивается аналитиками «ИМИТ» в 139 млн USD. С экспортом мяса птицы по видам поставляемой продукции в страны ЕАЭС можно ознакомиться на рис. 4.
Рис. 4. Экспорт курятины в страны ЕАЭС по виду продукции
«Половина куриной продукции, отправленной на экспорт в страны дальнего зарубежья — куриные субпродукты, — комментирует Любовь Савкина, генеральный директор «ИМИТ». — В отличие от спроса со стороны ЕАЭС, куда российские производители отправляют большей частью куриную разделку (голени, бедра, филе), в страны дальнего зарубежья идут в основном куриные лапы. Этот продукт очень востребован, в частности, на китайском рынке. Субпродукты, как куриные, так и свиные, в Китае стоят в два раза дороже, чем мясо. У нас это маловостребованная продукция, а у них — деликатес, и на экспорте этих продуктов мы можем получать прибыль».
Как видно из табл. 1, основными покупателями российской курятины и субпродуктов выступают Китай (38%), Казахстан (16%), Саудовская Аравия (13%).
Таблица 1
Экспорт куриной продукции в январе–марте 2024 г. по странам
№ п/п |
Страны-получатели |
Вес, тыс. тонн |
Доля, % |
1 |
Китай |
29,9 |
37,6 |
2 |
Казахстан |
15,9 |
20,0 |
3 |
Саудовская Аравия |
12,9 |
16,2 |
4 |
Кыргызстан |
4,8 |
6,1 |
5 |
Вьетнам |
3,9 |
5,0 |
6 |
Азербайджан |
2,2 |
2,7 |
7 |
Армения |
2,2 |
2,7 |
8 |
Узбекистан |
1,9 |
2,4 |
9 |
Республика Беларусь |
1,8 |
2,3 |
10 |
Сербия |
0,7 |
0,9 |
Остальные страны |
0,4 |
0,5 |
|
Общий итог |
79,4 |
100
|
В январе–марте 2024 года в Китай было отправлено около 30 тыс. тонн куриной продукции, за год объем поставок мало изменился, прибавка составила 1%. Но зато на 14% вырос экспорт в Казахстан, на 21% — в Саудовскую Аравию. Продолжают увеличиваться поставки куриного мяса из России во Вьетнам — почти на 21%, существенно — на 409% — возросли отгрузки в Грузию.
По мнению ряда отраслевых экспертов, необходимо расширять географию поставок российской курятины, поскольку подобная концентрация несет высокие риски и не позволит переориентировать отгрузки в случае неблагоприятных событий или ограничений со стороны стран — торговых партнеров.
Что касается индейки, то российская продукция пользуется повышенным спросом в Китае, Конго и ОАЭ — на эти страны приходится около 70% от всего объема экспорта, но география поставок значительно шире и насчитывает 29 стран (рис. 5).
Рис. 5. Экспорт индейки в январе–марте 2024 г. в стоимостном выражении
По оценкам «ИМИТ», в январе–марте 2024 года за рубеж было направлено около 7 тыс. тонн мяса индейки и субпродуктов, что на 21% больше, чем в первом квартале 2023-го. Стоит отметить, что отгрузки в Китай увеличились на 78%, в ОАЭ — на 95%, Демократическую Республику Конго — на 155%. По оценке «ИМИТ», в стоимостном выражении экспорт продукции индейководства в первом квартале 2024 года составил 18,7 млн USD (+22%).
«С учетом роста индейководческой отрасли в России экспорт мяса и продуктов переработки индейки в ОАЭ и другие арабские государства Персидского залива является перспективным направлением для российских предприятий, — считают специалисты ФГБУ «Агроэкспорт». — При этом важным фактором успешных долгосрочных поставок является строгое соблюдение требований «халяль».
Поставки охлажденной говядины выросли
В общем объеме российского экспорта мясной продукции говядина занимает всего 6%, значительно уступая птице и свинине. За три месяца 2024 года за рубеж было отправлено 8,5 тыс. тонн — на 6% больше, чем за тот же период прошлого года. Однако в стоимостном выражении экспорт снизился на 10% — до 43,3 млн USD, в основном за счет сокращения доли Китая.
В первом квартале производители на 41% нарастили экспорт охлажденной говядины, на 16% — говяжьих субпродуктов. Но основная доля (74%) по-прежнему приходится на замороженное мясо, объем поставок которого почти не изменился (–0,3%).
Как показано на рис. 6, основным покупателем российской говядины выступает Китай (54% поставок), за ним следует Саудовская Аравия (15%), на третьем месте находится Казахстан (6%).
Рис. 6. Экспорт говядины в страновом разрезе в январе–марте 2024 г.
В рассматриваемый период экспорт в КНР упал примерно на 20% за год, а в Саудовскую Аравию, напротив, заметно вырос (+136%). Увеличились отгрузки и по другим направлениям — Грузия, Кыргызстан, Сербия, ОАЭ и Кувейт, а всего насчитывается 42 страны-получателя.
Ключевыми направлениями для отечественного экспорта говядины будут оставаться Китай и Саудовская Аравия, прогнозируют в ФГБУ «Агроэкспорт». Также в качестве перспективных направлений можно выделить другие рынки стран Персидского залива, которые становятся одним из важных стратегических направлений развития российского экспорта, а также страны СНГ.
Китай — ведущий импортер российского мяса
Рост спроса на российскую продукцию, открытие новых экспортных каналов повышают инвестиционную привлекательность животноводческого сектора, способствуя дальнейшему развитию отрасли. По данным системы Россельхознадзора «Аргус», за прошлый год российские производители поставили на зарубежные рынки 648,6 тыс. тонн мяса, а также экспортировали 450,6 тыс. голов сельхозживотных. По итогам 2023 года главным покупателем российской говядины и мяса птицы стал Китай. По мнению экспертов отрасли, драйверами роста российского экспорта мяса выступают страны ЕАЭС и СНГ (Республика Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия, Азербайджан), Азии (Китай, Вьетнам, Монголия), Ближнего Востока (Саудовская Аравия, ОАЭ) и Африки (Бенин, Кот д’Ивуар). По информации Россельхознадзора, в прошлом году был получен допуск в 16 стран по 47 видам животноводческой продукции.