Новости отрасли
Российские аграрии обсудили инвестиционные перспективы отрасли
8 декабря в Москве прошла организованная «Агроинвестором» конференция «Агрохолдинги России — 2023». Основной темой конференции стали инвестиции в агропромышленный комплекс (АПК). Ведущие эксперты отрасли и участники рынка обсудили итоги уходящего года и основные прогнозы на следующий.
Темой стартовой сессии стала экономика сельхозпроизводства, изменение реалий и адаптация к новым условиям. Так, руководитель управления корпоративных финансов компании «Финам» Алексей Курасов рассказал об инвестиционном климате в агросекторе. С 2022 года в этой сфере, как и во всей экономике, происходят крупные изменения. Ключевой тренд — уход игроков из недружественных стран и попытки заменить их со стороны дружественных. Тренд на уход иностранцев продлится до первого квартала 2024 года, считает Курасов. Крупнейшая ожидаемая сделка — уход Danone. Еще один большой тренд — цифровизация. Государство поддерживает как импортозамещение, так и внедрение новых отечественных технологий, и этот тренд, безусловно, продолжится в новом году.
Директор департамента инвестиций и рынков капитала компании «Кэпт» Павел Лапшин рассказал о M&A сделках на сельскохозяйственном рынке и в пищепроме. Пик таких сделок пришелся на 2022 год. В 2023-м их число снизилось, но инвестиционная активность осталась высокой. При этом не все сделки, к которым начинается подготовка, доходят до завершения, потому что хороших объектов на рынке меньше, чем хороших инвесторов, подчеркнул он. По словам Лапшина, ситуацию можно сравнить с майнингом биткоина: всем продавцам и всем инвесторам нужно очень много работать, чтобы на рынке появился хоть один новый объект.
Первый заместитель гендиректора по экономике и финансам ГК «Дамате» Станислав Варич рассказал, как аграрии выживают в условиях снижения рентабельности производства. «Мир стремительно меняется, очень быстро вводятся новые ограничения. Надо адаптироваться, потому что стабильности, наверное, не будет», — отметил он. Внешние факторы контролировать невозможно, нужно сконцентрироваться на внутренних. Главное решение — минимизация рисков через реструктуризацию бизнеса, а также верное использование собственного капитала и повышение внутренней операционной эффективности.
Темой отраслевой сессии «Что производить?» стал анализ положения конкретных отраслей и поиск новых продуктов, которые могли бы быть привлекательны для вложений. Также участники обсудили, какие изменения в законодательстве и регулировании могли бы быть им полезны.
Гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько поделился прогнозами развития растениеводческой отрасли до конца сезона 2023/24. В этом году при высоком урожае произошла просадка по прибыльности ключевых культур. В первую очередь это касается пшеницы, рентабельность производства которой снизилась в 1,5—1,8 раза. Однако есть и исключения, например, сахарная свекла.
Гендиректор Национального союза птицеводов Сергей Лахтюхов рассказал о влиянии возможного запрета экспорта и беспошлинного импорта на рынок мяса птицы. Прошлый год стал для сферы прорывным — более 7 млн т производства в живом весе. В текущем году ожидаются не меньшие показатели, отметил он. При этом в отрасли наблюдается опережающий рост спроса, к которому она не была готова. На этом фоне можно ожидать серьезного прироста объемов выпуска в следующем году.
Управляющий партнер юридической группы «Ратум» Ольга Романова рассказала о перспективах производства улиток и нюансах правового регулирования в этой области. Несмотря на существование программ поддержки и грантов в этой области, инструмент не работает. Производство улиток внесено в ОКВЭД в 2019 году, но до сих пор не отрегулировано юридически. Основных проблем две: закупка и ввоз маточного стада и практическое отсутствие сертификации этой продукции. Реализовать улитку фактически можно только в связке с агротуризмом — в ресторанах этих площадок.
В ходе дневной сессии «Как производить?» были затронуты вопросы организации производства как с прикладной точки зрения, так и с экономической. Также важной темой стали новые технологии и их интеграция в налаженную работу.
Первый заместитель гендиректора «Ростсельмаш» Алексей Швейцов рассказал об импульсе к импортозамещению техники, который дали санкции. Владение импортной техникой в текущей ситуации связано с определенными рисками. Это как проблемы с поставками самой техники и комплектующих, так и высокие цены, отсутствие гарантии и вероятность блокировки техники. Единственный выход из этой ситуации — строить отечественное производство. Многие до сих пор живут представлениями, что российская техника хуже, но по факту на сегодняшний день она ни в чем не уступает зарубежной, отметил Швейцов.
Директор по развитию и продажам «Диджитал Агро» Денис Скрипка рассказал о возможностях сократить финансовые потери в производстве. В большинстве хозяйств, связанных с растениеводством, уже достигнут потолок эффективности на базе существующих компетенций, отметил он.
Директор по маркетингу цифровой логистической платформы Smartseeds Федор Смирнов рассказал об автомобильной логистике зерновых и перспективах этой сферы. Рынок перевозок пока остается в основном оффлайновым, отметил он. Собственный транспорт есть, как правило, только у крупных агрохолдингов. Цифровые перевозки составляют около 16%. При этом цифровые платформы помогают участникам без посредников выходить к рынку на равных условиях, отметил он.
Системный архитектор компании CVC Максим Захаров рассказал о применении ИИ в АПК. Развитие технологии достигло уровня, когда ее можно применять коммерчески. Например, нейросетевая видеоаналитика используется для неинвазивного взвешивания поросят, находящихся на станковом откорме. Точность измерений, как показала практика, превышает 95%. Также искусственный интеллект может использоваться для других целей, например, отслеживания нарушений со стороны работников.
Гендиректор «ФМ Рус» Алексей Чирков рассказал о том, стоит ли АПК опасаться внедрения квот на ввоз готовых средств защиты растений. Суммарное потребление СЗР составляет примерно 230 тыс. т, около половины составляют средства отечественного производства. Пропорции стабильны в последние пять лет. Вероятность введения квот достаточно велика, но полемика по этому вопросу затянулась, и уже ясно, что начало следующего агросезона пройдет без них, отметил Чирков.
Сессия «Как и куда продать?» была посвящена пути продукта от производителя к конечному потребителю. Участники говорили об опыте выхода маленьких хозяйств на большой рынок и проблемах в этой области, а также развитии экспорта.
Руководитель управления безакцизной пищевой продукции Центра развития перспективных технологий Юлия Кузьмина рассказала о системе маркировки пищевой продукции «Честный знак». Обязательная маркировка активно развивается, сейчас ей подлежит 16 товарных групп. С 1 декабря запущена обязательная маркировка безалкогольных напитков в стеклянной и ПЭТ-таре. Маркировка икры сейчас находится в стадии завершения эксперимента, однако уже принято решение, что маркировка станет обязательной.
Исполнительный директор «Ринкон Менеджмент» Константин Корнеев рассказал о стратегии закрепления на зарубежных рынках. Для успешной работы в других странах нужно не просто отправлять туда товар, а учитывать макросреду и потребительские факторы. Особенно это важно при омологации продукции, чтобы не попасть впросак, подчеркнул он.
Темой стартовой сессии стала экономика сельхозпроизводства, изменение реалий и адаптация к новым условиям. Так, руководитель управления корпоративных финансов компании «Финам» Алексей Курасов рассказал об инвестиционном климате в агросекторе. С 2022 года в этой сфере, как и во всей экономике, происходят крупные изменения. Ключевой тренд — уход игроков из недружественных стран и попытки заменить их со стороны дружественных. Тренд на уход иностранцев продлится до первого квартала 2024 года, считает Курасов. Крупнейшая ожидаемая сделка — уход Danone. Еще один большой тренд — цифровизация. Государство поддерживает как импортозамещение, так и внедрение новых отечественных технологий, и этот тренд, безусловно, продолжится в новом году.
Директор департамента инвестиций и рынков капитала компании «Кэпт» Павел Лапшин рассказал о M&A сделках на сельскохозяйственном рынке и в пищепроме. Пик таких сделок пришелся на 2022 год. В 2023-м их число снизилось, но инвестиционная активность осталась высокой. При этом не все сделки, к которым начинается подготовка, доходят до завершения, потому что хороших объектов на рынке меньше, чем хороших инвесторов, подчеркнул он. По словам Лапшина, ситуацию можно сравнить с майнингом биткоина: всем продавцам и всем инвесторам нужно очень много работать, чтобы на рынке появился хоть один новый объект.
Первый заместитель гендиректора по экономике и финансам ГК «Дамате» Станислав Варич рассказал, как аграрии выживают в условиях снижения рентабельности производства. «Мир стремительно меняется, очень быстро вводятся новые ограничения. Надо адаптироваться, потому что стабильности, наверное, не будет», — отметил он. Внешние факторы контролировать невозможно, нужно сконцентрироваться на внутренних. Главное решение — минимизация рисков через реструктуризацию бизнеса, а также верное использование собственного капитала и повышение внутренней операционной эффективности.
Темой отраслевой сессии «Что производить?» стал анализ положения конкретных отраслей и поиск новых продуктов, которые могли бы быть привлекательны для вложений. Также участники обсудили, какие изменения в законодательстве и регулировании могли бы быть им полезны.
Гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько поделился прогнозами развития растениеводческой отрасли до конца сезона 2023/24. В этом году при высоком урожае произошла просадка по прибыльности ключевых культур. В первую очередь это касается пшеницы, рентабельность производства которой снизилась в 1,5—1,8 раза. Однако есть и исключения, например, сахарная свекла.
Гендиректор Национального союза птицеводов Сергей Лахтюхов рассказал о влиянии возможного запрета экспорта и беспошлинного импорта на рынок мяса птицы. Прошлый год стал для сферы прорывным — более 7 млн т производства в живом весе. В текущем году ожидаются не меньшие показатели, отметил он. При этом в отрасли наблюдается опережающий рост спроса, к которому она не была готова. На этом фоне можно ожидать серьезного прироста объемов выпуска в следующем году.
Управляющий партнер юридической группы «Ратум» Ольга Романова рассказала о перспективах производства улиток и нюансах правового регулирования в этой области. Несмотря на существование программ поддержки и грантов в этой области, инструмент не работает. Производство улиток внесено в ОКВЭД в 2019 году, но до сих пор не отрегулировано юридически. Основных проблем две: закупка и ввоз маточного стада и практическое отсутствие сертификации этой продукции. Реализовать улитку фактически можно только в связке с агротуризмом — в ресторанах этих площадок.
В ходе дневной сессии «Как производить?» были затронуты вопросы организации производства как с прикладной точки зрения, так и с экономической. Также важной темой стали новые технологии и их интеграция в налаженную работу.
Первый заместитель гендиректора «Ростсельмаш» Алексей Швейцов рассказал об импульсе к импортозамещению техники, который дали санкции. Владение импортной техникой в текущей ситуации связано с определенными рисками. Это как проблемы с поставками самой техники и комплектующих, так и высокие цены, отсутствие гарантии и вероятность блокировки техники. Единственный выход из этой ситуации — строить отечественное производство. Многие до сих пор живут представлениями, что российская техника хуже, но по факту на сегодняшний день она ни в чем не уступает зарубежной, отметил Швейцов.
Директор по развитию и продажам «Диджитал Агро» Денис Скрипка рассказал о возможностях сократить финансовые потери в производстве. В большинстве хозяйств, связанных с растениеводством, уже достигнут потолок эффективности на базе существующих компетенций, отметил он.
Директор по маркетингу цифровой логистической платформы Smartseeds Федор Смирнов рассказал об автомобильной логистике зерновых и перспективах этой сферы. Рынок перевозок пока остается в основном оффлайновым, отметил он. Собственный транспорт есть, как правило, только у крупных агрохолдингов. Цифровые перевозки составляют около 16%. При этом цифровые платформы помогают участникам без посредников выходить к рынку на равных условиях, отметил он.
Системный архитектор компании CVC Максим Захаров рассказал о применении ИИ в АПК. Развитие технологии достигло уровня, когда ее можно применять коммерчески. Например, нейросетевая видеоаналитика используется для неинвазивного взвешивания поросят, находящихся на станковом откорме. Точность измерений, как показала практика, превышает 95%. Также искусственный интеллект может использоваться для других целей, например, отслеживания нарушений со стороны работников.
Гендиректор «ФМ Рус» Алексей Чирков рассказал о том, стоит ли АПК опасаться внедрения квот на ввоз готовых средств защиты растений. Суммарное потребление СЗР составляет примерно 230 тыс. т, около половины составляют средства отечественного производства. Пропорции стабильны в последние пять лет. Вероятность введения квот достаточно велика, но полемика по этому вопросу затянулась, и уже ясно, что начало следующего агросезона пройдет без них, отметил Чирков.
Сессия «Как и куда продать?» была посвящена пути продукта от производителя к конечному потребителю. Участники говорили об опыте выхода маленьких хозяйств на большой рынок и проблемах в этой области, а также развитии экспорта.
Руководитель управления безакцизной пищевой продукции Центра развития перспективных технологий Юлия Кузьмина рассказала о системе маркировки пищевой продукции «Честный знак». Обязательная маркировка активно развивается, сейчас ей подлежит 16 товарных групп. С 1 декабря запущена обязательная маркировка безалкогольных напитков в стеклянной и ПЭТ-таре. Маркировка икры сейчас находится в стадии завершения эксперимента, однако уже принято решение, что маркировка станет обязательной.
Исполнительный директор «Ринкон Менеджмент» Константин Корнеев рассказал о стратегии закрепления на зарубежных рынках. Для успешной работы в других странах нужно не просто отправлять туда товар, а учитывать макросреду и потребительские факторы. Особенно это важно при омологации продукции, чтобы не попасть впросак, подчеркнул он.
Источник:
АГРОИНВЕСТОР