Новости отрасли
18.04.2013
Производителям окажут моральную поддержку. Саратовские депутаты озаботились судьбой местных компаний
Саратовские депутаты начали разрабатывать стратегию поддержки местных производителей, которые могут оказаться неконкурентоспособными в рамках ВТО. Пока речь идет лишь о кампании по популяризации саратовской продукции и помощи в налаживании отношений с торговыми сетями. По мнению наблюдателей, заставить население покупать определенные бренды невозможно, и судьба местных компаний будет зависеть от благосостояния населения, которое предпочтет либо качественную импортную, либо дешевую местную продукцию.
На вчерашнем заседании рабочей группы комитета по аграрным вопросам Саратовской областной думы депутаты решили продумать концепцию поддержки саратовских производителей. Акция «Выбирай саратовское» уже действует в саратовских торговых сетях, но, видимо, этого недостаточно. Как пояснил депутат Владимир Соловьев, кампания должна быть «более приземлена к сегодняшним условиям».
Так как лишних средств в областном бюджете нет, речь идет о нефинансовой помощи. Но пока ясной концепции поддержки местных компаний нет. «Мы встретились, чтобы собрать мнения, — сказал депутат Виктор Щербаков. — Потом их нужно будет обработать и выработать какую-то программу, которая бы никого не ущемляла. Должны еще пройти переговоры с торговыми сетями, с областным правительством».
Сейчас, по мнению депутатов, основная проблема в продвижении местной продукции заключается в том, что производители с трудом налаживают отношения с торговыми сетями. «Сельхозтоваропроизводители жалуются, что их не берут, а сетевики, если б они пришли на заседание, сказали бы, что качество продукции хромает», — сказал господин Щербаков. По его словам, у представителей торговли основная задача — продать и получить прибыль. «Даже премьер-министр Дмитрий Медведев заметил, что из-за вступления в ВТО цены производителей мяса снизились, а на прилавках — остались прежними. Это значит, что маржа у сетевиков выросла. Сейчас они все риски «скидывают» на производителей, а завтра может получиться так, что компания месяц работает в убыток, второй, а потом закрывается. У нас птицефабрики работают с нулевой рентабельностью, — пояснил он. — Понятно, что выживут сильнейшие, но это могут оказаться компании из другого региона».
Представителя ЗАО «Тандер» (сеть «Магнит») Олега Гончарова обижает мнение о том, что торговые сети препятствуют реализации продукции местных производителей. По его словам, не менее половины ассортимента магазинов — региональный продукт. «Мы занимаемся не игрой в бизнес, а предлагаем то, что востребовано, поэтому обойти местного производителя не можем. У нас существует четкий ориентир на покупателя, а если он не найдет товара, который привык видеть в своем регионе, он пойдет в соседний магазин, — сказал он. — Да, не всем хватает места. Но если у нас только четыре места для молочной продукции, а производителей в регионе больше, мы выбираем то, что будет более приемлемо для покупателя. Естественно, будут недовольные. Неправильно говорить, что мы создаем препоны, тем более что основная масса продуктов питания реализуется не в сетях».
Маркетолог Сергей Лелюхин отмечает, что окончательное решение о покупке товара того или иного бренда принимает покупатель. «Заставить его приобретать местное невозможно», — сказал он. По словам эксперта, после того, как молочные продукты стали именоваться в зависимости от содержания натуральных компонентов, «люди предпочитают покупать масло, а не спред, и творог, а не творожный продукт». Господин Лелюхин считает, что аналогичная ситуация может возникнуть и с колбасной продукцией в связи со вступлением в ВТО. «У нас много производителей колбас, и в один прекрасный момент они могут обнаружить, что производят не то, что требуется. И им придется менять рецептуру или как-то убеждать население», — сказал он. В итоге, по мнению эксперта, все будет зависеть от благосостояния покупателей. «Если население станет богаче, местным производителям будет тяжело выдерживать конкуренцию. Например, я предпочту купить недавно появившееся латвийское мороженое, которое пусть и дороже, но зато вкуснее, — отметил он. — Если же благосостояние не будет улучшаться, человек станет ориентироваться на цену продукта, вне зависимости от его качества. На этом поле местные, безусловно, высококонкурентны».
Теги:
колбаса