МИС

Новости отрасли


10.11.2010

Куриная «оттепель»

Несмотря на заявление главного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко о запрете на продажу замороженного мяса птицы с 1 января 2011 года, южноуральские птицефабрики намерены работать в прежнем режиме. По словам участников рынка, это объясняется тем, что слова главного санврача России расходятся с принятыми документами. Так, сейчас действует запрет на переработку мяса глубокой заморозки (и дальнейшее изготовление из него, например, полуфабрикатов), но продавать замороженную курицу можно. Столь резкая критика Геннадия Онищенко, которая сегодня звучит в ряде федеральных СМИ, по мнению отдельных экспертов, исходит не от производителей, которые в случае необходимости готовы выпускать охлажденное мясо, а от переработчиков, которые используют дешевое импортное замороженное мясо для приготовления различной продукции из мяса птицы. При этом продуктовая розница готова к возможным изменениям, хотя могут возникнуть сложности с возвратом продукции с коротким сроком хранения, а также с ее своевременной реализацией.

3 ноября главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко заявил о том, что с 1 января 2011 года запрещается продажа мяса птицы глубокой заморозки. По его словам, переход на охлажденное мясо был запланирован еще в марте 2008 года, после чего в мае того же года вышло соответствующее постановление Роспотребнадзора.

Сегодня, 9 ноября, в Челябинске состоялся круглый стол, посвященный этой теме, участники которого отметили неоднозначность заявления г-на Онищенко. Так, по словам директора убойно-перерабатывающего комплекса агрохолдинга «Уралбройлер» Евгения Труфакина, в постановлении Роспотребнадзора от 23 мая 2008 года говорится о том, что нельзя использовать замороженное мясо птицы для производства продуктов питания, но при этом нет упоминания запрета на продажу замороженного мяса птицы. «Заявление Геннадия Онищенко не согласуется с теми документами, по которым мы работаем», – добавил г-н Труфакин.

«Другими словами, речь идет о том, что для производства пищевых продуктов должно использоваться только охлажденное мясо, – пояснила директор по качеству агрохолдинга «Уралбройлер» Наталья Павленко. – То есть мы не можем использовать замороженное мясо для приготовления, например, курицы гриль, но при этом в продаже замороженное мясо птицы сохранится».

В то же время возможные нововведения не пугают южноуральский агрохолдинг –предприятие готово перейти на выпуск всей продукции в охлажденном виде. Однако здесь возникает следующая проблема: некоторые виды продукции имеют срок годности всего 32 часа. «Каким образом тут выстроить логистику, чтобы успеть продать? – задается вопросом Евгений Труфакин. – Еще нюанс: фарш изготавливается из охлажденного мяса, но потом замораживается – как тут быть?».

Старший преподаватель челябинского филиала Российского государственного технологического университета (РГТУ) Людмила Софина отметила другой нюанс. По ее мнению, возможное нововведение может стать проблемой не столько для производителей, сколько для торговли. «Проблемы могут возникнуть не у производителей, особенно если продукцию они реализуют в пределах своего региона, – предположила г-жа Софина. – Проблема – продать, возможно, придется закупать товар более мелкими партиями».

Однако коммерческий директор розничной сети «Проспект» Андрей Грибанов не считает, что у торговли могут возникнуть особенные проблемы – их позволит избежать современное холодильное оборудование. «Мы в большей степени ориентированы на охлажденное мясо, – рассказал г-н Грибанов, – так что вопросы остаются все-таки к производителям и поставщикам – это им придется так организовать логистику, переоборудовать автомобили, чтобы реализовывать охлажденную мясную продукцию». При этом топ-менеджер РС «Проспект» отметил тот факт, что при правильной заморозке покупатель не сможет отличить охлажденное мясо от замороженного, чем могут воспользоваться недобросовестные производители и поставщики.

Несмотря на то, что в охлажденной продукции в большей мере сохраняются его полезные и вкусовые качества, замороженное мясо птицы также пользуется спросом. Так, по словам Натальи Павленко, такие розничные сети, как «Пятерочка», «Ашан» и Metro регулярно проводят аудит их производства замороженной продукции, имея в своих магазинах широкий ассортимент именно этой категории мяса.

Заместитель директора по продажам торговой сети «Союз» Андрей Новокрещенов сомневается в том, что озвученные Геннадием Онищенко нововведения будут действовать с начала 2011 года. Тем не менее, по его словам, если это действительно случится, то у торговли возникнет одна серьезная проблема – возврат продукции. «Сроки хранения очень малы, а заказывать меньшими партиями – не лучший вариант, так как полки будут полупустыми», – объясняет собеседник сайта.

При этом, как отмечает г-н Новокрещенов, сегодня значительно большим спросом пользуется охлажденное мясо, хотя у замороженного есть свои преимущества – это низкая цена (особенно у импортной продукции) и длительный срок хранения, что выгодно и покупателям, и ретейлерам. «Нельзя вводить запрет на продажу замороженного мяса, ограничивать выбор потребителя и заведомо навязывать ему более дорогой товар», – резюмировал эксперт.

Заместитель генерального директора по коммерции ООО «Равис – птицефабрика Сосновская» Евгений Шаповалов отмечает, что вокруг заявления г-на Онищенко сложилась очень запутанная ситуация. По его мнению, это напоминает PR-акцию, направленную на то, чтобы подготовить общественное мнение против слов Геннадия Онищенко. «Возмутились его словами именно переработчики, – говорит собеседник сайта, – которые как раз и используют замороженное дешевое импортное сырье, производителей это почти не касается». Таким образом, по его словам, «Равис» будет работать по действующему техническому регламенту, который запрещает использование замороженного мяса для дальнейшей переработки, но не его продажу.

Начальник отдела пищевой, перерабатывающей промышленности и продовольственных рынков минсельхоза Челябинской области Анатолий Малишевский считает, что введение запрета на продажу замороженного мяса птицы невозможно. По его словам, существует не только покупательская потребность в мясе глубокой заморозки, но его использование необходимо с точки зрения сроков хранения продукции.

 
Татьяна ЗАДОРИНА, специально для Chel.ru