Портал "Свиноводство"
Российский рынок колбасных изделий, деликатесов, полуфабрикатов
Российский рынок колбасных изделий, деликатесов и полуфабрикатов является широким и многоаспектным: на нем присутствует большое количество производителей, а номенклатура каждого крупного завода зачастую превышает 300 единиц продукции.
К данным изделиям принято относить разнообразные колбасы, сосиски, деликатесы и паштеты из мяса, полуфабрикаты из мяса, ветчину и т. д. Для россиян перечисленные продукты социально значимы и занимают достойное место в повседневном рационе питания наряду с такими продуктами, как фрукты, овощи, молочные изделия, хлеб.
На рынке преобладают российские компании (производители и дистрибьюторы), импортные производители представлены незначительно. Тем не менее, сектор является высококонкурентным и насыщенным. На рынке сильна региональная дифференциация: многие компании работают преимущественно в своих регионах. Это объясняется трудностями при организации логистики: продукция скоропортящаяся, а при транспортировке становится еще и дороже. Поэтому местные потребители предпочитают покупать местные продукты.
На диаграмме № 1 представлен анализ производства колбасной продукции с 2000 по 2012 гг. По данным официальной статистики, эта категория показывала устойчивый рост, за исключением кризисных 2008-2009 гг., со среднегодовым темпом прироста в 7,52%. С 2000 г. по 2008 г. на рынке развивалась тенденция к премиумизации продукции, однако в 2008-2009 гг. продажи дорогостоящей продукции приостановились. С 2010 г. тенденция к переключению потребителей на более качественные товары возобновилась. Сейчас по итогам 2012 г. объем производства увеличился на 2% и достиг показателя в 2 511 тыс. тонн. Отметим, что в настоящий момент россияне потребляют заметно меньше мясных изделий, чем в развитых странах ЕС или США, что косвенно свидетельствует о потенциале роста нашего рынка в будущем.
Говоря об импорте колбасных изделий, отметим, что на протяжении последних лет он также показывал устойчивый рост, а номенклатура поставок достаточно широка. По итогам 2012 года объем импортных поставок колбасных изделий на российский рынок составил свыше 28 000 тонн или порядка 100 000 тыс. долл. США. В свою очередь, объем экспортных поставок колбасных изделий из России составил около 25 000 тонн на сумму свыше 65 000 тыс. долл. США.
Лидерство в импорте колбасных изделий принадлежит Белоруссии, что объясняется сильным регулированием отрасли и господдержкой компаний-производителей. Также отметим, что 5 первых стран-поставщиков импортируют в РФ около ¾ всей продукции.
Что касается экспорта, то здесь первое место принадлежит Казахстану: около 22 500 тонн и 57,5 млн. долл. США. Также среди стран, закупающих нашу продукцию, присутствует много государств из бывших стран СНГ, однако их доля незначительна.
После того как 22 августа 2012 года Россия вступила в ВТО, были изменены таможенные пошлины на многие продукты. Конечно, наша страна, подавшая заявку на вступление в ВТО в июне 1993 года, и государство, вступившее в ВТО сейчас, – это две разные страны и две разные экономики. Еще более жесткая конкуренция, которая нас ожидает, вынуждает задуматься на тему последствий вступления в ВТО. Отметим, что на колбасную продукцию были снижены таможенные пошлины. По прогнозам ряда экспертов, это может привести к росту продаж импортной колбасной продукции более высокого качества. Впрочем другие специалисты считают, что снижения цен не произойдет, поскольку продуктовые ретейлеры будут закладывать в стоимость более высокую прибыль, что ограничит рациональную выгоду от покупок.
Российский рынок колбасных изделий, деликатесов и полуфабрикатов многоаспектен и зависит от большого количества факторов. Основными факторами, определяющими развитие рассматриваемого рынка, является состояние сырьевой базы (ведь стоимость сырья в конечном продукте достигает 50%), а также платежеспособность населения России.
В последние годы наблюдалось увеличение использования импортного сырья в производстве колбасных изделий. Что касается состояния нашей сырьевой базы, то производство мяса в России в последние годы развивается, хоть и не без проблем (см. таблицу ниже).
Если говорить о производстве мяса птицы, то по итогам 2012 года Россия произвела порядка 3,6 млн. тонн мяса птицы. При сопоставлении этих цифр с данными по внутреннему потреблению РФ (а это около 95%) становится понятно: рынок практически полностью насыщен и пришла пора говорить об экспорте. После того как Россия вступила в ВТО, она упростила доступ наших компаний на внешние рынки, однако дальнейшая экспансия будет весьма и весьма непростой.
Что касается производства говядины, сектор показывает отрицательную динамику на протяжении ряда лет. Это объясняется сложностью производства, конкуренцией со стороны других видов мяса и неготовностью россиян платить свои деньги за этот более дорогой продукт.
Если рассматривать индустрию свиноводства, то здесь наблюдается обратная ситуация: именно вступление в ВТО и снижение импортных пошлин осложнило положение дел в отрасли. Теперь многие игроки рынка опасаются существенного усиления конкуренции и даже разорения отечественных комплексов. Также на рассматриваемую категорию оказывает негативное влияние африканская чума свиней: Россельхознадзор предупреждает, что в 2013 году пандемия может принести ущерб свиноводству на сумму 8 млрд рублей.
Вопрос о платежеспособности россиян носит комплексный характер. С одной стороны, на рынке будет наблюдаться дальнейший рост цен на продукцию, с другой – возможное влияние ВТО и поступление на рынок импортной продукции притормозит рост цен. В свою очередь, среди россиян распространяется тенденция к здоровому образу жизни, что приводит к повышению требований к качеству продукции. В этих условиях довольно трудно предсказать, сохранится ли в будущем премиумизация рынка и рост импорта или произойдет переключение в низкий ценовой сегмент и замена потребления на другие категории товаров.
В целом на российский рынок поставляет свою продукцию свыше 5 000 мясокомбинатов. Сектор не является высоко консолидированным: 2/3 всей продукции производится 100 компаниями. В Москве расположено несколько крупнейших производителей, в регионах сильны позиции локальных игроков, о чем уже упоминалось ранее. Среди лидеров отрасли выделяют: ГК «Останкино», ГК «Тавр», Микояновский мясокомбинат, компанию «Дымов», группу «Черкизово», ГК «Царицыно», ГК «Продо» и холдинг «Российские мясопродукты».
Победа в конкурентной борьбе обычно достигается игроками благодаря грамотной проработке маркетинговой стратегии: дистрибуции, ценовой политики, позиционирования продукта, а также вниманию к качеству (ведь в России ожидается переход от ценовой конкуренции к конкуренции по продукту).
Автор:
Андрей Беседин, Euroresearch and Consulting
Источник:
Unipack.ru