Россия увеличивает производство еды, чтобы накормить дружественные страны
В России за 2022 год произведено на 4,9% больше мяса птицы, в 2023 году ожидает продолжение роста. Отечественные птицеводы увеличили экспорт, основными потребителями становятся страны Азии и Африки, Китай, Индия.
По данным Национального птицеводческого союза в 2023 году сельхозпредприятия РФ произвели 6,515 млн тонн птицы в живом весе. Лидерами роста по объемам производства стали Центральный (+ 3,5%) и Приволжский округа (+ 6%).
По данным гендиректора союза Сергея Ляхова за 25 лет производство птицы увеличилось в 7,5 раз, а уровень его потребления в России вырос почти до 80 кг в год на одного человека. Такие успехи, в свою очередь, по оценкам птицеводческого союза не позволяя производителям повышать цены. Птицеводы недовольны и считают, что для оптимального развития отрасли необходимо стимулировать потребительский спрос.
Свои цыплята и яйца
Основной проблемой для отрасли в 2022 году стала нехватка племенного материала, что привело к необходимости массового строительства постройки инкубаторов и репродукторов. До недавнего времени 98% поставок инкубационного яйца шли из Нидерландов и Чехии, они прекратились еще в первой половине 2022 года.
Ранее отечественный рынок лишь на 2% покрывался российским кроссом (ред – порода кур) «Смена-9», а вот 88% поставок племенного стада обеспечивал кросс «Росс-308» (производство Великобритания) и еще около 10% приходилось на кросс «Кобб-500» из Чехии, оценивает Дмитрий Трифонов, коммерческий директор исследовательской компании NTech. По его данным, российские птицеводы в первой половине 2022 года, осознав нехватку племенного материала, приступили к развитию родительского стада.
Например, в Сергиевом Посаде на базе центра «Смена» начали строить комплекс, плановая мощность которого позволяет к 2025 году обеспечить птицеводов почти на 50%. Птицеводческие компании также расширяются, например, компания «Элинар», в четыре увеличила количество племенных птичников, холдинг «Черкизово» построил шесть корпусов для цыплят.
Минсельхоз России рассчитывает, что уже в 2023 году отечественные птицеводы смогут полностью себя обеспечить собственным инкубационным яйцом.
Также прошлом году птицеводы столкнулись с зависимостью от иностранных поставщиков кормовых добавок и витаминов для птицы, которые прекратили их импорт. Произошла переориентация на отечественных производителей и партнеров из дружественных стран. Российские производители кормов, при закупки компонентов, также переориентировались на внутренний рынок.
Расширение рынков сбыта
Участники международной выставки EuroTier, прошедшей в Ганновере в конце 2022 года, рассказали sfera.fm, что многие западные производители «в кулуарах» высказывали сожаление о своем «резком уходе» из России. Они лишились не только рынка сбыта своей продукции, но и надежного поставщика продовольствия. В результате сейчас, например, мясо птицы в Европе стоит порядка 700 рублей за килограмм.
Удорожание энергоресурсов в Европе привело к росту себестоимости продукции, в том числе, и сельскохозяйственной. А это, в свою очередь, уже не позволяет еврропейским компаниям успешно конкурировать с поставщиками Китая, России, Ближнего Востока.
Рост производства продовольствия в России привел к необходимости поиска новых рынков сбыта, что привело к переориентированию экспорта мяса птицы в страны Ближнего Востока, Африки, Азии. Рост в деньгах превысил 60%: увеличили закупки Саудовская Аравия, Китай, Казахстан, Индия и другие страны региона.
Люди станут больше есть
В 2023 году, по оценкам минсельхоза США объемы производства мяса птицы в мире достигнут почти 103 млн тонн, увеличившись на 2%. Россия занимает пятое место в мире по производству этой продукции, в 2023 году прогнозируют рост еще на 3,2% (+100 тыс тонн куриного мяса). Ожидается, что до 250 тыс тонн вырастет и экспорт.
Мясо птицы способно постепенно стать главным источником животного белка, агентство Bloomberg прогнозирует, что к 2030 году куриное мясо составит 41% от всего мирового потребления мяса животных.
Отдельное место в российском птицеводстве занимает производство индейки. С 2017 года его выпуск в России вырос почти на 80%, сообщила ассоциация участников этого рынка, достигнув в 2022 году показателя более чем в 414 тыс. тонн. Это позволило России подняться на третье место в мире в рейтинге производителей индюшатины. Российская отрасль в 2022 году также успешно справилась с проблемой нехватки инкубационного яйца, начав его делать самостоятельно. В ассоциации ожидают, что по итогам 2023 года объемы выпуска индюшачьего мяса достигнут 420 тыс. тонн.
Китай и Индия съедят все
Россия в 2022 году увеличила объемы производства продовольствия, в стране нет дефицита продуктов питания и роста их цен. Уход западных компаний с отечественного рынка позволил российским производителям нарастить объемы реализации своей продукции. Это в свою очередь, по оценкам представителей отраслевых объединений, создало условия для сдерживания цен в рознице и отчасти, даже их снижения.
Развитие российских производителей продовольствия напрямую зависит от возможности его реализации. Внутренний рынок ограничен, даже в условия роста потребления, например, мяса на душу населения. По данным властей в 2022 году потребления мяса на одного россиянина составило порядка 78 килограмм, что отчасти даже превышает норму потребления этого продукта.
Поэтому российские производители продовольствия активно осваивают новые рынки. Растёт экспорт в страны Африки и Ближнего Востока. Основными потребителями российского продовольствия уже стали Индия и Китай, которые, по оценкам многих экспертов, не могут себя обеспечить самостоятельно некоторыми видами продуктов питания. В 2022 году экспорт еды из России вырос на 14%, сообщил Минсельхоз.