Экономические проблемы развития сельского хозяйства
В. С. Чекалин, к. э. н., ВНИИ экономики сельского хозяйства Россельхозакадемии
Данная статья подготовлена по материалам доклада на конференции «Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации – проблемы и решения», проходившей в рамках 18-й международной выставки «Продэкспо- 2011»)
Стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов.
В январе 2010 г. президентом Российской Федерации была утверждена Доктрина продовольственной безопасности, которая определила цели, задачи и основные направления государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности страны.
В Доктрине определены показатели продовольственной безопасности и критерии их оценки, возможные риски и угрозы, основные направления государственной экономической политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности, механизмы и ресурсы обеспечения продовольственной безопасности страны.
Развитие агропромышленного комплекса в контексте обеспечения продовольственной безопасности считается одним из приоритетов социально-экономической политики государства. Существующая нормативная правовая база во многом отражает комплексное решение этой проблемы.
В то же время следует отметить, что принятие Доктрины совпало с периодом, когда ситуация в мировой экономике характеризовалась весьма противоречивыми процессами. С одной стороны, это увеличение потребления продовольствия в развивающихся странах, с другой – экономический и финансовый кризис, который вызвал спад производства и доходов населения.
Для России вопросы продовольственной безопасности являются особенно важными в силу того, что эти противоречия в той или иной мере характерны и для нашей экономики.
Несмотря на то, что сегодня многие макроэкономические показатели страны демонстрируют положительную динамику, проблема продовольственной безопасности дополнительно обострилась в связи с засухой, повлекшей снижение производства отдельных продуктов животноводства.
В сфере макроэкономики – реальные располагаемые денежные доходы в 2010 г. выросли лишь на 4,3%, инвестиции в основной капитал, по данным за 9 месяцев, снизились на 2,8%. Как следствие, можно ожидать низких темпов технологического развития в сельскохозяйственных организациях.
Агроэкологический фактор обусловлен тем, что на территории России каждый год бывает засуха в каком-то из регионов, а примерно каждые 10 лет случается полномасштабная чрезвычайная ситуация. Усугубляет положение невысокая агротехнологическая дисциплина отдельных производителей.
В сфере внешней торговли – на российскую экономику влияют конкурентные преимущества зарубежных производителей, значительные колебания цен на мировом рынке. В этом году мировые цены на продовольствие близки к новой рекордной отметке. По оценке ФАО в 2010 г. они в среднем выросли на 28,3 пункта (см. таблицу). Рост продолжается в текущем году. На этом фоне отмечается рост импорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия в Россию.
Индекс ФАО цен на продовольствие (по данным ФАО)
Товары
|
Ед.
|
2006 г.
|
2007 г.
|
2008 г.
|
2009 г.
|
2010 г.
|
Продукты питания (по всему перечню товаров),
|
в % к 2002–2004 г.
|
126,5
|
158,6
|
199,6
|
156,8
|
185,1
|
Мясо
|
118,5
|
125,1
|
153,2
|
132,9
|
152,1
| |
Молочные продукты
|
128,0
|
212,4
|
219,6
|
141,6
|
200,4
| |
Зерновые
|
121,5
|
166,8
|
237,9
|
173,7
|
182,6
| |
Масла и жиры
|
112,0
|
169,1
|
225,4
|
150,0
|
193,0
| |
Сахар
|
209,6
|
143,0
|
181,6
|
257,3
|
302,0
|
Таким образом, в ближайшей перспективе нам придется работать в жестких макроэкономических условиях, и одновременно преодолевать последствия нынешней засухи, не исключая новых, более локальных случаев, а также испытывать изменчивость конъюнктуры мировых товарных рынков.
Как это отразится на экономике сельскохозяйственного производства и реализации Доктрины продовольственной безопасности? Это будут факторы, которые осложнят достижение целей и аграрной политики, и Доктрины.
В качестве главной проблемы, генерирующей негативные тенденции в развитии сельскохозяйственного производства, мы выделяем низкую доходность организаций.
В последние три года прибыль по всей хозяйственной деятельности сократилась. В 2010 г. прибыль в сельскохозяйственных организациях составила около 75 млрд руб., что меньше, чем было в 2009 г., на 8 млрд руб. При этом рентабельность по всей хозяйственной деятельности (включая субсидии) уменьшилась соответственно с 9,7 % до 7,5 %.
По нашим расчетам, основные изменения в сумме прибыли в 2009 г. произошли в связи с результатами от реализации зерна и молока. А в целом по основным видам сельскохозяйственной продукции в результате снижения цен в 2009 г. недополучено более 64 млрд руб., или 78 % к сумме полученной прибыли.
Во втором полугодии 2010 г. засуха способствовала росту цен сельскохозяйственных производителей, в результате к концу года они увеличились на 23,6 %. В то же время, этого уровня цен недостаточно, чтобы компенсировать снижение объемов производства на 11,9 %.
Финансовое положение сельскохозяйственных организаций удалось несколько выправить благодаря своевременной поддержке правительства Российской Федерации. Были выделены средства для компенсации потерь в связи с засухой 2010 г., профинансированы предусмотренные ранее мероприятия по обеспечению финансовой устойчивости.
Вместе с тем, сокращение доходности сельскохозяйственных организаций третий год подряд, а так же неблагоприятная макроэкономическая ситуация повлекли за собой существенный спад инвестиций в 2008–2010 гг.
Такое снижение произошло как за счет уменьшения использования собственных средств, так и привлеченных, в которых основную долю составляли инвестиционные кредиты.
По расчетам ВНИИЭСХ, лишь за 3 первых года реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы было недоинвестировано в отрасль от предусмотренного объема около 300 млрд руб в текущих ценах.
Дефицит инвестиций ведет к тому, что среднегодовой прирост продукции сельского хозяйства за 2001–2010 гг. составил лишь 1,7 %, что существенно отстает от роста экономики в целом (рис. 1).
Рис.1. Индексы ВВП и валовой продукции сельского хозяйства, в % к предыдущему году (источник: Росстат)
Низкие темпы развития отечественного аграрного производства ведут к росту импорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия.
По оперативным данным Росстата, в 2010 г. в Россию ввезено продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на 36,4 млрд долл. США, что на 21,3 % больше, чем годом ранее.
По сравнению с 2009 г. возросли физические объемы импорта масла подсолнечного в 2,6 раза, сахара-сырца в 1,7 раза, молока и молочной продукции на 44,1 %, в том числе молока сухого в 2,1 раза, овощей на 29,2 %. В то же время ввоз мяса свежего и мороженого (без мяса птицы) остался практически на уровне предыдущего года (рост 0,3 %), а мяса птицы – сократился на 30,2 %.
По многим видам сельскохозяйственного сырья и продовольствия в 2010 г. произошел рост средних контрактных цен. Наибольший рост контрактных цен отмечен, в том числе на ячмень (в 2,3 раза), молоко и сливки сгущенные (на 51,6%), масло сливочное (на 38,6 %), мясо птицы (на 19,1 %). Импортные цены на мясо свежее и замороженое (без мяса птицы) остались примерно на уровне предыдущего года.
Устойчивое развитие сельскохозяйственного производства также сдерживается тем, что не все товаропроизводители имеют доступ к государственной поддержке. Субсидии выделяются крайне неравномерно как в разрезе регионов, так и хозяйствующих субъектов. Известно, что получить кредит могут лишь 30 % сельскохозяйственных организаций, 10 % крестьянских (фермерских) хозяйств, 2,7 % личных подсобных хозяйств. Удельный вес сельскохозяйственных товаропроизводителей, заключивших договора страхования, из общего их числа составляет менее 4 %, а удельный вес посевной площади застрахованных культур – 18,2 %, причем динамика этих показателей негативная.
Еще одной проблемой действующего экономического механизма в АПК является низкая доля товаропроизводителей в конечной (розничной) цене продовольствия.
Как показывает анализ цен реализации отдельных продовольственных товаров по цепочке «производитель-переработчик-продавец», доля сельского хозяйства в конечной цене реализации на розничном рынке находится в среднем на уровне 30 % и лишь по мясу птицы достигает 53 %, в то время как по маслу подсолнечному значение этого показателя составило всего 15 %. Доля пищевой промышленности также достаточно низкая и колеблется от 15 до 36 % (рис. 2).
Рис. 2. Доля отраслей в конечной цене реализации отдельных продовольственных товаров в 2009 г., % (расчет на основе данных Росстата)
Принципиально иная ситуация складывается с долей сферы торговли: ее удельный вес в конечной цене в среднем составил 40 %.
Таким образом, можно сделать вывод, что многие элементы совокупности действующих механизмов государственной поддержки АПК не обеспечивают результат, достаточный для устойчивого развития сельского хозяйства, а, следовательно, и обеспечения продовольственной безопасности.
Решение проблемы доходности возможно в нескольких направлениях: повышение производительности труда на основе модернизации производства, эффективная политика на агропродовольственном рынке, государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В то же время, на наш взгляд, в механизме экономических отношений сельского хозяйства в целом назрели серьезные противоречия. Доступность кредитов в условиях низкой рентабельности привела к тому, что государственные расходы по обслуживанию долга сельского хозяйства перед банками превратилось в основную статью государственной поддержки.
Необходимо сбалансировать инструменты повышения доступности кредитов с обеспечением доходности производственной деятельности. Поэтому во вновь разрабатываемой Государственной программе (теперь на период до 2020 г.) следует отдать приоритет различным механизмам повышения доходности, в том числе прямому субсидированию (на голову скота, гектар пашни, тонну произведенной или реализованной продукции). По крайней мере, эти меры необходимо принять в отношении наиболее проблемных отраслей, таких как скотоводство, для выхода их на устойчивые темпы развития.
Устойчивое производство сельскохозяйственной продукции служит основой устойчивого развития производства пищевых продуктов, что в совокупности обеспечивает продовольственную безопасность страны.
Источник: Журнал "Мясные технологии"
Фото с сайта http://www.chtivo.ru/book/1647538/