МИС

Портал "Скотоводство"


Скотоводство в Якутии будет финансироваться по-новому
14.11.2013

Скотоводство в Якутии будет финансироваться по-новому

За последние три года для сохранения поголовья крупного рогатого скота в Якутии из госбюджета республики было выделено более 2,7 млрд рублей. Эти средства были направлены муниципальным районам и городским округам. К примеру, в 2012 г. на прирост маточного поголовья крупного рогатого скота (КРС) из расчета по 30 тыс.рублей на одну корову было направлено 116,9 млн руб., на выкуп маточного поголовья КРС – 39 млн руб., на сохранение поголовья КРС – 523 млн руб. В 2013 г. на сохранение поголовья КРС направили 933 млн руб. В 2014 году на сохранение поголовья КРС в госбюджете предусмотрено 928 млн руб.

В 2011 году на транспортировку сена было затрачено более 200 млн руб., в 2012 г. – 631 млн руб., в текущем году на это предусмотрено 228 млн рублей.

Помимо этого, господдержка оказывалась организации и переездам мобильных бригад, приобретению техники, ГСМ и т.д.

В 2011 г. был организован страховой запас концентрированных кормов в объеме 3000 тонн, в 2012 г. – 6000 тонн. Также была организована доставка приобретенного льготного комбикорма по цене одиннадцать рублей за килограмм, фуража – за десять рублей за килограмм.

Стоит отметить, что все эти выплаты собственникам крупного рогатого скота были предусмотрены сверх средств, предусмотренных в отраслевой госпрограмме на развитие животноводства.

Однако приходится признать, что столь значительная финансовая поддержка со стороны государства не дает ощутимой отдачи в виде увеличения объемов товарного производства. Более того, за эти три года наблюдается снижение численности поголовья КРС.

В этом году мы имеем план-задание на 219 тысяч голов скота. Прогнозные расчеты показывают, что к концу года это число увеличится до 215 тыс. голов КРС. Причем полного доверия к этой цифре нет: такое поголовье можно получить при соблюдении проведения контролируемого забоя скота в районах. Так, необходимо учесть поголовье скота на 1 октября 2012 г. и поголовье на тот же период текущего года, при этом необходимо рассчитать и выходное поголовье скота на 31 декабря 2013 года. То есть разница между тем количеством скота, который был подсчитан 1 октября 2012 г. и 1 октября 2013 г., составляет 27,6 тыс. голов. Это означает, что в 2013 году в республике количество скота, предназначенного для убоя, не должно превышать 50,7 тыс. голов. Поэтому Минсельхоз РС(Я) ставит задачу проведения контролируемого забоя. Так, прогнозными расчетами в улусах определены количество забиваемого скота: в Амгинском забой должен быть на 1,5 тыс. голов меньше прошлогоднего, столько же в Верхоянском, чуть менее – 1 300 голов в Верхневилюйском, на тысячу голов меньше в Вилюйском районах. На 1 800 голов меньше забой будет в таких крупных животноводческих районах, как Нюрбинский и Таттинский. На 2 150 голов меньше в Мегино-Кангаласском, на 2,5 тысячи голов в Сунтарском и Хангаласском районах. Как видно из цифр, счет идет и на пять, и на десять голов. Только при таком раскладе можно сохранить поголовье скота на прошлогоднем уровне.

Какие меры предпринимаются для достижения этих целей?

Во-первых, сохраняются меры господдержки из расчета десять тысяч рублей на одну голову КРС. Данный вид субсидии будет выплачиваться по 2015 год. Для чего государство предусматривает эту субсидию? Эта выплата направлена на то, чтобы каждая сельская семья имела возможность содержать скот. Даже если селяне не сдают молоко, они должны иметь на своем столе мясо и молоко с собственного подворья. Получается, что данный вид субсидии более ориентирован на семьи, личные подсобные хозяйства, имеющие одну-две коровы. Расчет экономистов на десять тысяч рублей был основан на том, что на эту сумму можно обеспечить достойную зимовку одной коровы. Государство дает возможность людям содержать скот. Для этого в будущем году перед главами районов и наслегов стоит задача увеличить процент семей, содержащих скот. Министерство будет работать в этом направлении.

Вторая ощутимая мера поддержки развития скотоводства республик направлена на развитие товарного производства. Я говорю о тех хозяйствах, которые производят молоко, реализуют его, сдают заготовителю. Это крестьянские хозяйства, производственные кооперативы, в целом, организованные хозяйства. Мы сказали, что в последние годы ощутимо падает численность поголовья скота в республике. Понятно, что нет роста и по надою молока. Если в прошлом году было заготовлено 83 тыс. тонн молока, то в текущем году пока заготовили лишь 63 тыс. тонн – потеряли за год 20 тыс. тонн сразу. Можно сделать скидку на сложности зимовки, но все же, не заготовить 20 тыс. тонн при том, когда средства на эти цели заложены – это уже тревожный сигнал.

О поголовье говорил, но приведу еще один пример. По сравнению с 2008 годом поголовье дойного стада КРС уменьшилось за шесть лет на десять тысяч голов, а общее поголовье – на 25 тыс. голов. И такое положение возникает при том, что есть множество видов государственной поддержки отрасли. Понятно, что основное население, содержащее скот, стареет и отказывается от дальнейшей работы, а молодежь неохотно берется за это дело. Мировая практика отражает, что это не только наша проблема, она повсеместна.

О том, каковы должны быть совершенствованные механизмы в дальнейшем, разговоры и обсуждения идут на различных уровнях уже давно. Говорили о субсидировании половины стоимости выкупаемого скота, об увеличении субсидии на заготовку молока и т.д. Но мое мнение таково: отдай людям скот бесплатно, построй на селе животноводческий комплекс с бассейном для работников. Если нет достойной зарплаты, если не будет дохода, люди не будут содержать скот. Мы это также понимаем.

Поэтому необходимо увеличить закупочную цену на молоко, исходя из имеющихся возможностей и ощутимо поддержать товарные хозяйства. Таким хозяйствам необходимо дать приоритетные условия для работы. В них создаются условия для работы граждан, осуществляются социальные выплаты, востребованы квалифицированные специалисты. Думаю, что условия, создаваемые для товарных хозяйств, станут основой для некоторых личных подсобных хозяйств, стремящихся увеличить поголовье даже путем использования кредитных средств увеличить поголовье хозяйства. Потому как для увеличения поголовья скота будут разработаны специальные программы для муниципальных образований по аналогии федеральных программ – «Экономически значимые региональные программы». В этих федеральных программах каждый регион отстаивает свои насущные потребности по особо важным и необходимым для них направлениям деятельности и получает средства бюджета. Основой наших «Экономически значимых местных программ», думаю, станут создание сайылыков для скота ЛПХ, различные механизмы по увеличению численности поголовья. Может быть, будут учтены такие направления, как приобретение скота ранее не имеющими скот семьями, увеличение числа коров исключительно молочной или исключительно мясной пород и т.д. В экономически значимые местные программы будут вложены и средства самих муниципалов. Мы поддержим такое начинание.

Понятно, что будут поддерживаться и ранее работавшие направления в скотоводстве: мы поддерживаем мероприятия племенного направления. Одно из них – завоз высокоплеменного скота из других регионов.

По молочному направлению также будут кардинальные изменения. Помимо государственной поддержки заготовки молока, необходимо привлечь к развитию товарного производства и самих заготовителей. Все сдатчики молока являются пайщиками кооперативов, поэтому на общих собраниях пайщиков надо поставить вопросы об увеличении доли заготовляемых средств со стороны заготовителя. Мы считаем, что есть возможность увеличить долевое софинансирование со стороны заготовителя до десяти рублей, сегодня оно составляет в среднем четыре рубля. Не говорю, что такое решение будет обязательным для всех, но каждый заготовитель обязан будет подсчитать все свои расходы и доходы еще раз. Какие основания для поднятия ставок со стороны заготовителя мы видим сегодня? Например, сегодня в Якутске сливочное масло высшего качества продается по 347 рублей за килограмм. Килограмм масла получается из 23 кг молока. Если разделить эти 350 рублей на 23, получается 15 рублей. Значит, молоко, предназначенное для изготовления сливочного масла, стоит 15 рублей. Понятно, что здесь необходимо учесть и другие составляющие расходы процесса изготовления масла, но и с учетом их есть возможность поднять закупочную стоимость со стороны заготовителя. Стоит учесть и сбытовую сторону дела. Центры по сбыту сельскохозяйственной продукции у нас уже есть – «Сахаагропродукт», рынок «Сайсары», в каждом районном центре свои местные рынки. Например, ГУП ФАПК «Туймаада» сегодня выкупает у поставщиков масло за 280-320 рублей за килограмм, а реализует в своих магазинах уже с надбавкой и оно покупается. Несомненно одно: продукция должна быть высокого качества. Ведь сегодня появилось население, готовое платить за хорошую, качественную продукции. Поэтому мы должны поставлять на потребительский рынок молоко, мясо и продукцию их переработки по наиболее высокой цене.

Сегодня также стоит вопрос, как создать специализированные хозяйства в отрасли. В своем обращении к населению 29 октября 2013 г. Президент РС(Я) Егор Борисов отметил, что возрастающая государственная поддержка не приносит сегодня ощутимо высоких результатов. Поэтому в будущем бюджетные средства будут иметь четкую адресность и точное направление. Главное, что мы должны достичь: – это увеличение числа населения, содержащего скот и осуществляющего сбыт наибольшего количества сельскохозяйственной продукции по достойной цене. Потому и правительство республики поддерживает главную идею хозяйствования на данном этапе, максимальная поддержка государства будет оказана хозяйствам с наибольшим поголовьем КРС.

Для достижения этой цели установлена градация скотоводческих хозяйств. В первую группу входят хозяйства, имеющие от пяти до десяти голов дойного стада. В хозяйствах второй группы – от десяти до 50 голов дойного стада. В третьей группе – хозяйства, имеющие более 50 голов скота. Главным условием здесь является одно – весь указанный скот к 1 января должен содержаться в одном коровнике.

Для хозяйств первой группы будут сохранены субсидии на поголовье (по 10 000 рублей на корову) вплоть по 2015 год. По 2014 года будут выплачиваться субсидии на отгон скота на сайылыки, с 2015 года для них этой субсидии уже не будет. Для остальных групп господдержка будет увеличиваться в связи с производственными показателями.

Возникает вопрос: почему будет уменьшаться поддержка хозяйств с малым количеством скота? Понятно, что она стимулирует увеличение поголовья хотя бы до десяти коров. Хозяйства, где пять коров имеют плюсом еще скот другой возрастной категории, который, в целом, не превышает ориентировочно 15 голов общего стада в хозяйстве. А 15 голов скота – это нагрузка на одного человека. Основная отдача от такого хозяйства направлена на собственное потребление выработанной у себя продукции. Эти хозяйства могут довольствоваться господдержкой по 10 тысяч рублей на корову.

Хозяйство второй и третьей групп оценивается как специализированное. Такое хозяйство может стать молочно-товарной фермой или откормочным для мясного направления. Исходя из этого, ставятся соответствующие цели и задачи.

При этом ставки субсидии будут разные для молочно-товарных ферм, содержащих различное количество скота. Критерий для хозяйств, имеющих от пяти до девяти коров, будет установлен в 2014 году для переходного периода. С 2015 года будет установлен минимальный критерий – не менее 10 коров для одного хозяйства.

Такими, по моему мнению, будут первые шаги по организации специализированных хозяйств. Поэтому сегодня министерство рекомендует муниципальным образованиям вести работу по увеличению поголовья КРС организованных хозяйств – путем купли-продажи, обмена и т.п. Количество молочно-товарных ферм по состоянию на 1 января 2014 г. будет уточнено по данным территориального органа государственной статистики. Критериями для отнесения хозяйства к молочно-товарным фермам являются наличие не менее пяти коров, реализация молока заготовительным организациям, сдача бухгалтерской отчетности министерству.
Автор:  Николай Попов, первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольственной политики РС(Я)
Источник:  www.1sn.ru