МИС

Портал "Птицеводство"


Эксклюзивное интервью генерального директора агрохолдинга «Евродон» Вадима Ванеева
23.10.2014

Эксклюзивное интервью генерального директора агрохолдинга «Евродон» Вадима Ванеева

В эксклюзивном интервью порталу «Мясной Эксперт» генеральный директор агрохолдинга «Евродон» Вадим Ванеев отвечает на различные вопросы . Разговор пойдет о генетике - самой актуальной проблеме современного российского птицеводства.

- В связи с санкциями российские производители получили много приятного внимания. Однако даже в тумане эйфории «всех своим сами накормим» проступают краеугольные базовые проблемы российского птицеводства. Например, генетика. Скажите, Вы, основывая две отрасли, индейки и утки, верите, что в России может быть своя генетика, свои породы индеек и уток? Это реально?

- Это реально. И необходимо. Но это очень долгий путь. В России нет и никогда не было своей селекции для индейководства, способной обеспечивать промышленные объемы производства. Известны селекционно-генетические центры при НИИ, племзаводы, инкубаторно-птицеводческие станции и тому подобные структуры, которые в Советском Союзе обеспечивали индюшатами мелкие предприятия и население, желающее содержать индейку в домашнем хозяйстве. Но ведь как таковой отрасли не было. Значит, не было ничего: ни специалистов, ни школы, ни научной базы, ни тем более генетики. Мы начинали десять лет назад - во всех смыслах с нуля и во всех смыслах в чистом поле. Нам говорили, что в России никогда индейку есть не будут. Нам не верили инвесторы. Потребление индейки составляло 200 граммов индейки на человека в год. Люди не знали полезных качеств продукта, не умели его готовить. Сейчас цифра выросла в 10 раз. Отрасль растет, и возникает вопрос о генетике…


- Такое ощущение, что теперь все хотят есть и производить индейку. Почему потребитель хочет индейку– понятно. Здоровье и выгодно. И еще вкус - у индейки приятный вкус, это как бы два вида мяса. Белое и красное. Верх, Вы говорили как-то, это нежирная свинина, низ – как телятина. Это позволяет реализовывать бесконечное количество сочетаний и вариантов приготовления. Плюс - море витаминов, высокая усваиваемость, незаменимые кислоты. А производителя что прельщает?

- Многие видят одну сторону вопроса: свободная ниша, высокий ежедневный привес, растущий спрос… Все «грабли первопроходцев» достались нам. То, что птица очень сложная в выращивании, нужны особые технологии, своя конверсия, птица растет 140 дней – не сразу понимается и всеми вовремя просчитывается.

Нам говорят: это ваши успехи вдохновляют, вы раскачали рынок, за вами идут десятки последователей, они все хотят быть успешными, как Вы.

Что можно сказать? Аналитики утверждают, что проекты, анонсированные в 27 регионах, совокупно составляют мощности около 790 тыс. т/год. Стоимость — свыше 205 млрд рублей. Но реально производство запущено пока только на 11 комплексах, т. е. реализована примерно лишь треть заявок. Много проектов останавливается. Так что говорить о том, что все будут успешны, не приходится. Если рынок – как обещают – вырастет до 800 тыс тонн в год, его, помимо прочего, придется обеспечивать специалистами, яйцом и еще серьезно разогревать. Победить в таких условиях получится только у крупных компаний, а значит, не у всех. Вообще наступает время транснациональных концернов, корпораций и конгломератов. Только они смогут и бренды на растущем рынке создавать, и обеспечивать качество продукта, а значит, и заниматься генетикой. Родительское стадо может позволить себе только производитель с промышленным объемом не менее 120 тысяч тонн в год. До этого уровня проект является некоммерческим и нерентабельным. А чистые линии – более высокий уровень стратегии. Нужно понимать, что к примеру, используемую нами породу индейки ученые выводили 50 лет…Просто подумать: 50 лет, несколько поколений ученых и десятки-десятки миллионов долларов вложений.

- Где берется яйцо индейки для производства сейчас? Оно все импортное? Это может повлиять на развитие отрасли?
- Племенной материал импортный. Эта зависимость может негативно повлиять на развитие отечественного индейководства, тем более учитывая рост отрасли в ближайшие годы.

- Вы производите 42 тыс тонны мяса в год, 250 тыс тонн мяса уже в планах. Собственное родительское стадо у Вас с 2010 года. А еще всем известно, что «Евродон» пользуется уникальным дистрибьюторским соглашением с собственниками Группы компаний Erich Wesjohann Grоup (Германия), закрепляющим право единственного поставщика в Россию их породы, инкубационного яйца. Складывается впечатление, что агрохолдинг давно, планомерно и поступательно движется к созданию генетического центра. Интересно, когда Вы поняли эту необходимость? 

- Мы с самого начала осознавали, что становимся на очень длинный и сложный путь. Мы ставили цель - создание российского бренда и продукта, способного позиционировать страну на мировом рынке. Поэтому во всем ставили себе задачи по максимуму.
Когда так строишь свой путь, многое видишь гораздо дальше носа.

Почему среди крупнейших компаний мира, производителей продуктов питания, нет российских? Почему годовой оборот „Газпрома“, если я не ошибаюсь, около 150 млрд. долларов, а компании „Нестле“ — 95 млрд. долларов? При этом площадь территории России 16 995 850 км2, а Швейцарии 41,3 тыс. км2.

Да, до 2010 года наша компания закупала яйцо за рубежом. Сейчас проект «Урсдон» полностью обеспечивает производство индейки коммерческим яйцом. Подобных комплексов в России нет. На базе этой компании мы и рассматриваем возможность построить современный селекционно-генетический центр для российского рынка.

Есть команда профессионалов, накопленный опыт, многолетнее партнерство с мировыми лидерами, отлажена система мониторинга успешных мировых практик– это та основа, которая позволяет планировать дальнейшее развитие проекта.
Необходимость развития селекционно-генетического направления на государственном уровне понятно уже многим. И потому мы верим, что направление получит должную поддержку.

- Какую породу Вы сейчас используете, почему именно эту?

- Мы выращиваем индейку тяжелого кросса BIG-6. Эта современная порода подходит для нашей стратегии и для промышленного производства мяса индейки в российских условиях. Она характеризуется выносливостью, воспроизводительностью, скороспелостью. Кросс выведен фирмой из Англии British United Turkeys Limited, которая на данный момент является торговой маркой, принадлежащей компании Aviagen.

- Это такие крупные птицы с белым оперением и черным пучком на широкой выпуклой груди? Сколько они весят?

- Среди самцов родительского стада есть особи, достигающие 45кг. В коммерческом стаде самцы весят около 21,5 кг, самочки 10,5 кг. Когда нас спрашивают, почему они такие огромные, не кормим ли мы их чем-нибудь гормональным и увеличивающим рост, я всегда отвечаю так. Есть овчарки, есть дворняжки. Дело в породе. Мы изначально выбрали своего рода «овчарок» из всех других видов индеек. Вы можете из дворняжки вырастить овчарку?

- А много существует видов индеек?

- Основных - три. Легкие, средние и тяжелые - с самыми высокими мясными качествами, которые открывают простор для глубокой переработки и производства полуфабрикатов: копченостей, рулетов, колбас, сосисок и суповых наборов. У нас третий вид, как ВЫ понимаете. Мы производим уже более 40 наименований переработки из индейки. Сделали даже салями! Пока эта деликатесная продукция доступна только жителям Ростовской области. Продается в нашей фирменной розничной сети «Мясной градус». С запуском строящихся на 22 га новых объектов будет - как и наша охлажденная продукция под маркой «Индолина» - представлена по всей стране.

По теме: «Евродон» начинает поставки мяса птицы в Крым

- Для этой породы нужны особые технология выращивания? Какие секреты производства использует «Евродон»?

- Технологии выращивания для производства качественного продукта имеют особое значение. Мы всегда спокойны за свой продукт, и все сотрудники компании кормят им своих детей и семьи – потому что мы ответственно можем сказать: наша птица выкармливается местным зерном, пьет чистую воду, содержится в современных комфортных птичниках, и при переработке в мясо не добавляется ничего вредного. Все технологии увязаны в единый цикл.

Процесс выращивания полностью автоматизирован и компьютеризирован. Внутри комплексов соблюдается строжайшая система контроля влажности, температуры воздуха, вентиляции.

Каждая птицеводческая площадка из 12 – и строится еще 222 птичника – обеспечивается резервными системами жизнеобеспечения. Специалисты следуют стандартам, которые превосходят принятые государственные требования ветеринарной сертификации.

Такой подход обеспечивает высочайший уровень здоровья и качества поголовья. А это в свою очередь влияет на качество продукции. Вот и все наши секреты. Партнеры-генетики, регулярно посещающие предприятия, очень одобряют такие наши подходы, и постоянно подчеркивают готовность сотрудничать в новых проектах.

- Кто разрабатывает для предприятия генетическую селекцию? 

- Мы работаем с мировым лидером, компанией Aviagen. В разработке кроссов использует более 30 стад чистых линий. Это первый и основной партнер ООО «Евродон» по поставкам особей родительского стада индейки сверхтяжелого кросса BIG-6. Между EW Group, владеющей группой Aviagen, и «Евродоном» наработаны давние доверительные отношения.

- Вы рассматриваете возможность партнерства с генетиками других компаний?

- Нас все устраивает, да и выбор невелик. В мире всего две зарекомендовавшие себя компании, которые предлагают кроссы, соответствующие нашим требованиям. У нас прекрасные многолетние отношения с компанией Hybrid, ведущим зарубежным специалистом в области селекции. Я уже говорил: качественного яйца индейки не так много. А рост рынка составляет уже более 20% в год. Где новым производителям брать яйцо? Не исключено, что те из желающих, кому не хватит, начнут поступаться качеством инкубационного яйца. А это может отразиться на всей отрасли и главное, на репутации продукта.

- А что Вы думаете о Российских селекционерах? 

- Я с большим уважением отношусь к российским селекционерам, самоотверженно работающим подчас в сложнейших условиях. В Загорском экспериментальном хозяйстве ВНИТИП, ООО «Генофонд», в ВНИИГРЖ, на Северо-Кавказской ЗОСП, на Племзаводе «Благоварский» в Башкирии есть свои уникальные коллекции пород. Уверен, там тоже понимают, что для растущей отрасли промышленного индейководства нужны современные эффективные решения. Мы привыкли за 10 лет работы на рынке, что наш потенциал оценивают строго по рыночным показателям и достижениям. У нас даже в офисе висит постер: «Не верите тому, что я говорю - следите за тем, что я делаю». Настолько я считаю дело – лучшим доказательством любого слова. Поэтому, когда я слышу вопрос «Если предприятие за 50 лет существования не предложило решений для крупных производителей, как оно сможет предложить их теперь?», у меня нет убедительного ответа…

- Поэтому Вы увеличиваете свое производство яйца? Будете продавать конкурентам? 

- Такова участь первых, лидеров и брендов. Да, мы понимаем, что всеми своими достижениями, всем своим развитием в определенном смысле помогаем конкурентам. Мы раскачиваем спрос, разогреваем инвесторов, создаем репутацию отрасли, выстраиваем и обкатываем технологии, производим яйцо… Быть лидером сегодня – это не только возможности, но еще и огромная ответственность, и море постоянных проблем.

- Ваши Ассоциации – производителей индейки и утки – тоже проявление ответственность за становление отрасли? Для кого они? Кого призваны объединить?

- Ассоциации призваны объединить не просто всех, кто хочет или занимается индейкой и уткой. Они должны, прежде всего, аккумулировать лоббистские усилия крупнейших и состоявшихся, зарекомендовавших себя производителей альтернативной птицы. Да, мы хотим обхединиться и лоббировать интересы обеих отраслей. Ведь этим же никто не занимается!

- Какие тенденции развития отрасли Вам очевидны? И если продолжать говорить о генетике. Какие задачи сейчас стоят перед ней в отношении индейки?

- Индейка – птица. Но не курица. И растет иначе, и перерабатывается по-другому, и период выращивания в разы дольше, и период продуцирования непродолжительный… Поэтому не могут быть одинаковыми ни общие характеристики отрасли, ни регламенты, регулирующие ее, ни племенная работа. Отрасль формируется, и все вопросы, особенно селекции, определяют ее будущее.

- А какие новые кроссы желательны? 

- Как-то мой партнер-генетик, узнав о масштабах наших стратегий сказал, что мне нужна индейка с четырьмя ногами и двумя грудками. Конечно, это шутка. Но в шутке есть доля правды. Основным принципом в создании современных кроссов индейки является выведение тяжелых гомозиготных отцовских и гетерозиготных материнских линий, которые будут передавать потомству жизнеспособность гибридного молодняка, а главное - высокую живую массу и мясные качества.

- Вся система племенного птицеводства в СССР создавалась на государственной основе, выделялись огромные капитальные вложения. Сейчас, как Вы думаете, есть смысл и возможность возродить направление как государственное? 

- Как уже говорилось, в отличие от куроводства, индейководства, как такового, и не было. И соответственно, было немного попыток создать племенное направление. Это во-первых. А во-вторых, в мировой практике подобные проекты осуществляются, как правило, частными компаниями. Работа эта кропотливая, сложная, долгая и нерентабельная на многих этапах. Однако с учетом ее государственной важности, в ряде стран такие проекты поддерживают дотациями, длинными инвестициями, льготным кредитованием и т.п. Я верю, что и в России возможно развитие племенного направления, обосновывающего и гарантирующего продовольственную безопасность страны. И верю, что это не безыинтересно нашему государству. Поэтому мы продолжаем активно работать. Уже через год-два мы будем крупнейшим производителем индейки в Европе и пятыми в мире. Если работать по 24 часа в сутки, то оказывается, что нет недостижимых целей – есть цели непоставленные. Этот девиз у нас перед глазами на каждом производственном участке.

С Вадимом Ванеевым беседовал Владимир Романов
Источник:  http://www.meat-expert.ru